Внимание. Скороговорки нужно говорить медленно. Если вы произносите скороговорки быстро, знайте это пустое дело. Вы возмутитесь и скажите, но как-же так, ведь в самом слове скороговорка заложена манера произношения. Так то оно так. Да не так. Дело вот в чём — скороговорки нужны, чтобы отработать определенные звуки. Каждый звук при произнесении имеет свою позицию языка. Например правильная позиция языка при произнесении свистящих звуков — кончик за нижними зубами. А у вас -то он наверху или посередине. Вот и нужно время, чтобы поставить его правильно, а потом отработать до автоматизма.
Это нельзя делать быстро. Особенно ребенку. Если быстро, мозг просто не будет успевать давать команды и отслеживать верную позицию языка. Надеюсь объяснил понятно. Поэтому первое и главное — все скороговорки, все речевые упражнения мы делаем размеренно. Только так. Всегда!
Теперь сами скороговорки. У меня есть слабость. Я пишу их сам. Они дурацкие по большей части, но детям очень нравятся. Поэтому даю свои. Другие вы найдете в интернете. Их полно. Я дам несколько на постановку различных звуков с пояснением.
1. На шипящие звуки. Позиция кончика языка за верхними зубами.
Произносить медленно и вдумчиво:
а) Кувшинка вышла замуж за кувшин с аршин.
Ещё одна на шипящие:
б) Уши у Глаши наши от папаши
Когда будете делать с ребенком, не стесняйтесь подсказывать и показывать как надо. Нет задачи запомнить, есть задача четко, точно и медленно произнести.
Перед приёмом пищи, до мультиков три раза в день! По 2−3 минуты.
2. Теперь исправляем сонорные согласные. Проклятые Р и Л. Кончик языка должен вибрировать. Иногда дети хитрят и звук р произносят горлом. Этого надо избегать. Только языком!
Медленно и утрируя р произносим:
а) Три Тортиллы тарахтели, тарахтели словно трактор
б) Карликовые лилипутики трутся кривыми ротиками о прутики
в) Мила ты мылом мел мыла?
3. Теперь несколько шедевров для постановки «свистящих» звуков. Напоминаю это — С, З, Ц. Идеальный вариант когда кончик языка во время произнесения упирается в нижние зубки. Для постановки верной позиции языка можно использовать палочку от мороженого. Язык лежит внизу, палочка над языком, как бы прижимает его. Итак, медленно приговариваем, следя за верной позицией кончика языка:
а) Суровая зараза укусила Сашеньку и Сонечку три раза
б) Принцесса укусила принца за границей
4. А теперь несколько скороговорок на тренировку всех звуков:
а) Каркуша пришила старушку Шапокляк к шкафу
б) Кащей — обожатель жирных щей
в) У барана три кармана в третьем сверху телеграмма
г) Спиногрызики карапузики перепутали рейтузики
5. Напоследок самые мои трудные скороговорки. Старайтесь изо всех сил и через какие-нибудь восемь лет речь вашего ребенка будет идеальна! А ваша?
а) Картавый пионер — крутой революционер!
б) У кручи Гуччи круче чем у дочи
в) Нет мочи шепелявить громче!
г) Шла Саша за Порше на Аминьевском шоссе
Напоминаю. Скороговорки произносим медленно и внятно. По три раза в день перед едой! После еды бессмысленно.
А вообще бросьте вы это гибельное дело. Найдите ребенку приличного логопеда. Пусть он мучается. Или так. Сначала проводите к нам в студию, а потом параллельно к логопеду. Занятие это не простое. Требуется много терпения. Удачи! Только вперед!
Ещё больше моих дурацких скороговорок здесь.
https://martynychev.ru/tehnika_rechi#rec358061265