О публичных выступлениях

Как научиться интересно рассказывать истории так, чтобы слушали увлеченно?

С рождения и до конца своей жизни мы рассказываем истории. Мы — исторические люди. Начинается всё с крика, а заканчивается стонами.

Вначале мы сообщаем миру, что нам холодно и страшно, потом говорим много лишнего, за что бывает стыдно, а в конце — что пора бы уже и отмучиться.

Мы единственные на земле, кто так делает. Больше никто.

Раз так, подумал я, может, стоит научиться рассказывать истории так, что их хотелось слушать?

Историческая хронология в жизни.

Крик при рождении. Это тоже история. Как её трактовать, я не знаю. Думаю, что и Черниговская не знает, как перевести на русский язык крик новорожденного. Я два раза был с женой на родах, поэтому имею некое представление. Кажется мне, что это скорее не крик радости знакомства с миром, а что-то другое: черт возьми, что это за страшная тетка в маске? Или: какой здесь холод! Хочу назад! И т.д.

Потом несколько лет дети нам рассказывают истории криком, мычанием, плачем, тыкают пальчиком и говорят: «Этя!». Всё это истории про то, что они хотят спать, есть, игрушку, новый памперс и проч.

Кстати, логике словесного действия надо учиться именно у детей. Они не тратят силы и время на ненужные слова. Они показывают пальчиком и говорят: «Дай!».

Пройдет время, и ребенок в детском садике начнет рассказывать чужие истории. Стишок — это чужая история. Пока нет своих. Пока свои истории на уровне потребностей.

И только где-то в начальных классах, у всех по-разному, начинают формироваться истории собственные. Логически построеные, где одно вытекает из другого. И понеслось.

Ответ у доски — пересказ чужой истории.
Чтение вслух. Экзамены. Анекдоты. Друзья. Поздравления. Разговор по телефону. Первые свидания. О чём говорить? И не первые свидания — вторые, третьи. Ухаживание — это вообще анекдот. И наконец первое собеседование. В институте или уже при приеме на работу. Разве это не рассказывание историй?
А у мужа деньги попросить? История!
А подружкам пожаловаться на мужа, друзьям на жену? История. А в бане в парилке анекдот рассказать? Ей Богу, я был свидетелем. Всё документально. Мы исторические! Так создан мир. А попросить прибавку у начальника — это что, не история? Правильно, не история, это — подвиг!
Детям сказка на ночь — чужая или своя история. Мы всю жизнь только историями и занимаемся!
А прийти к жене и отпроситься в баню, например? А? История, сэр!
Даже на похоронах. Перед гробом или на поминках. Вы уже лежите. Вам некогда. А истории про вас — рекой! Ах, какой был рассказчик! Сказки сочинял. Скороговорки.

Из всего этого хочу предложить вам вывод с вопросом. Раз уж их, историй, не избежать. Может, стоит научиться их рассказывать? А вы хорошо рассказываете истории? Вас слушают? Неуверенно как-то отвечаете.

Ещё у меня есть утверждение, что история является лучшим аргументом в любом словесном обмене. Если попроще, то в качестве доказательства утверждения лучше использовать личную историю. На тему конечно же, а не просто так.

Теперь о том, как научиться их рассказывать. Никак. У вас не получится самостоятельно. Не обижайтесь. Это сложно. Иначе бы вы все были блистательными рассказчиками. А это точно не так. У меня очень большой круг общения. От маленьких детей до взрослых руководителей, и если честно, то все боятся рассказывать истории. А если и делают это, то так себе. Не очень.
Я знаю, о чем говорю. Прошу рассказывать истории на каждом занятии. У меня около 60 учеников плюс четверо артистов на фабрике. Все рассказывают нехотя. Как бы нам это преодолеть?

Надо научиться наблюдать и передавать образно то, что увидел. Лучший рассказчик — это тот, кто имеет образное мышление. Тот, кто видит внутренним взором то, о чем говорит. Это надо тренировать. Так, что всем рекомендую научиться образному мышлению. А структуре речи надо учиться у большой литературы. Пушкин, Чехов, Булгаков, Бабель, Венедикт Васильевич, Пелевин Виктор Олегович. Правда вам читать некогда. Поэтому западня — истории рассказывать не могу, потому что ничего не происходит. Только работа. А структурировать грамотно не могу, потому что некогда читать. Работа. Может к черту вашу работу, раз она вам мешает увлеченно разговаривать?

Подумайте.
А когда надумаете, приходите к нам в студию учиться. Говорят, что я не плохо рассказываю истории. Враки наверное. Вот и проверите.

С историческим, приветом ваш педагог ораторского искусства номер 4, Мартынычев Юрий.

Постскриптум.
«Но дней минувших анекдоты
От Ромула  до наших дней
Хранил он в памяти своей."