О публичных выступлениях

Как улучшить свою дикцию

Как улучшить свою дикцию? Проверенные методы

Тут вот какое дело. Чтобы что-то улучшить, нужно приложить усилия. Не знаю, готовы ли вы к этому. По моему опыту, люди не так чтобы активно занимаются речью. Даже после того, как получили замечания. Нужен сильный мотив. Поэтому я сначала предложу вам мотивы. Поуговариваю вас, а потом дам конкретные упражнения.

Личным примером.
Мой мотив вам не подойдет. У меня с детства вялый кончик языка. Запущенный случай. Так как я не ходил к логопеду (до сих пор не могу понять, почему), я не произносил половину алфавита. Картавость я преодолел, но при поступлении в ГИТИС на актерский факультет выяснилось, что у меня целый набор некачественных звуков - полный рот дикции! Я вообще не понимаю, как меня взяли. Хоть зарежьте. Я бы таких не брал. Может, из жалости? Ну взяли и взяли. Мне назначили логопеда, и я два года старательно с ним работал. А после старательно работал самостоятельно. Не могу сказать, что моя речь идеальна. Вовсе нет. Но иногда мне говорят, что хотят такой же голос и речь как у меня. 
Словом, я кое-что понимаю в дикции.

У вас наверняка менее сложные случаи. 
Вперед, друзья, к чистоте произношения!

Поиск мотива для исправления дикции

Вот что говорят народные пословицы про речь

1. Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет. (Кит.)
2. Слово — ключ, открывающий сердца. (Кит.)
3. Правдивое слово, как лекарство, — часто горько, зато излечивает. (Кит.)
4. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (Англ.)
5.Раненный мечом вылечится, раненный словом — никогда. (Азерб.)
6. Языком убивают, как кинжалом,
Только кровь не льется. (Кит.)

Теперь менее патетично. 

К сожалению, любые речевые недостатки вызывают насмешку и издевательства в детском возрасте и отношение как к неполноценному во взрослой жизни. Когда я пишу эти трагические строки, сердце мое наполняется печалью. Я это прошел лично. Пишу со знанием дела. 
В школе я старался скрывать свою картавость. Молчал. Или говорил, но старался не использовать звуки эР и эЛ, чтобы не выдать свою тайну. Даже Трампу понятно, что долго так не протянешь. И один раз я попался. Забыл, что надо прятать звуки и проговорился. На это мой прекрасный одноклассник Александр Яцук, не знаю жив ли он, воскликнул: "Да ты картавый!" Позор этого прокола для меня был страшен. Потому что Сашенька сказал это хорошим голосом с посылом на весь класс. Это услышала и Надежда Осташкина - любовь моей печальной юности. Стыдно было ужасно. Тут я понял, что я особенный. С негативным наклонением.

После этого случая я стал говорить тихо. Себе под нос. Чтобы не услышали. Сейчас, имея обширную практику, я часто замечаю, как дети и взрослые, имеющие речевые недостатки, стараются спрятать свою речь. Тишат. Комкают слова. Говорят как бы впроброс. Не артикулируют. Стараются быть незаметными. Чтобы их не поймали. Стесняются. Прячутся. Это стирает личность. Превращает человека в привидение. Уничтожает бытийность. Витальность и общий боевой настрой.
Интенцию! Хорошее слово. Это я на днях от Васильева услышал. Заимствую.

Без высказываний нет человека. Тень. Без четкой речи трудно добиться успеха в любых начинаниях. Речь - это и есть жизнь! Вы - это и есть ваша речь! Интересно, Платон картавил? Пишу какие-то банальности. Даже Леня Голубков "куплю жене сапоги" знает, что лучше говорить четко, чем невнятно. Да и вы наверно уже догадываетесь. Самолюбивые мои!

А теперь упражнения на эту чертову дикцию, будь она ладна!
Дикция - это точность произношения звуков. Нас интересуют прежде всего согласные. Есть самый сложный звук эР.
Есть полегче: Жи, Ши, Ча, Ща, Эл. 

А эти: Тэ, Дэ и Бэ, Пэ вообще легкотня.

За дикцию отвечает язык. Язык - это мышцы. Там их 42. Как они там все помещаются? Поверим. Мышцы поддаются тренировке. А коли так, вперёд! 

1. Разминка. 
а) Достаточно минуту язык покусать. Это можно делать везде. С закрытым ртом. Всем будет казаться, что у вас жвачка.
б) Губы разомнем быстрыми поцелуйчиками. Спрячьтесь в комнате. Запритесь. Включите классическую музыку и перед зеркалом, можно и без него, делаем 2 минуты быстрые поцелуйчики. Устали? Не ленись! Я научу вас целоваться!

2. Упражнения на шипящие звуки: Жи, Ши, Ча, Ща.
Кончик языка должен находиться за верхними зубами. Точнее у корней зубов. Ещё точнее у альвеол.

Произносим медленно: 
а) Нь-ти-ди-чи, нь-те-де-че, нь-тя-дя-ча, нь-тё-дё-чё, нь-тю-дю-чу, нь-ти-ди-чи
5 минут. Обратили внимание, что мы чередуем гласные на конце? И,е,я,ё,ю,и. Запомним это чередование.

б) Чти-ти-щи-чи-щи, чте-те-ще-че-ще ..... и так далее чередуем гласные на конце и,е,я,ё,ю,и. 5 минут.

в) Тьши-дьжи-дьжи-тьши, тьшэ-дьжэ-дьжэ-тьшэ, тьша-дьжа-дьжа-тьша, тьшо-дьжо-дьжо-тьшо,
тьшу-дьжу-дьжу-тьшу, тьши-дьжи-дьжи-тьши. 5 минут.
Тут другое чередование гласных. И,э,а,о,у,ы. Запомним. У нас всего два разных чередования.

3. Упражнения на звуки: эР, эЛ. Сонорные. Такое название.
а) Тянем длинно: ззззззз-жжжжжж-рррррри..... чередование гласных и,э,а,о,у,ы. 5 минут.

б) Тли-дли-дли-тли..... чередование гласных и,е,я,ё,ю,и. 5 минут.
Не устали? Берем пробку от вина!
Держим зубами. Неглубоко.

4. Произносим медленно: 
а) Бдги-птки-птки-бдги..... чередование гласных и,э,а,о,у,ы. 5 минут. Это упражнение для губ и языка. А ещё работа с пробкой освобождает челюсть от зажима. Он у вас есть, потому что вы ответственный человек.

б) Гбди-тпки-тпки-гбди...... чередование гласных и,э,а,о,у,ы. 5 минут.

в) Сегодня придумал - Дбги-ткпи-ткпи-дбги.... чередование гласных и,э,а,о,у,ы. 5 минут.

г) Кпти-дбги-дбги-кпти...... чередование гласных и,э,а,о,у,ы. 5 минут минут.

д) Тпки-кпти-кпти-тпки.... чередование гласных и,э,а,о,у,ы. 5 минут.

Всё это делается с пробкой до, после или вместо еды не менее 8 лет, и ваша дикция с каждым заходом становится совершеннее. 

Вы уже поняли, что самостоятельно заниматься тяжело? Да?
Поэтому есть другой вариант. Зайти через логопеда. Или в крайнем случае прийти к нам в студию и понять, что исправление речевых дикционных недостатков дело нелегкое.

На прощанье, прям от сердца отрываю, любимые упражнения для свистящих звуков- сэ-зэ-цэ.
Кончик языка за нижними зубами. Только там! Поехали!
1. Кси-гзи-гзи-кси ..... чередование гласных на конце и,е,я,ё,ю,и. 5 минут.
2. Сми-зми-зми-сми.... чередование гласных на конце и,э,а,о,у,ы. 5 минут.

5 минут - это я пишу просто так. Всё равно вы делать не будете. Знаю я вас. Заниматься речью нужно много и долго. Боюсь, что вам это не подойдёт - работать по часу в день. 

На последок ещё 15 скороговорок  собственного сочинения на разные звуки

1.Кошечка и щеночек проломили потолочек.
2.Карась и Барбарис поссорились вдрызг.
3.Клюква втюрилась в Брюкву.
4.Шоколадка со шляпой сошли с рельсов.
5.Щегол защекотал щавель.
6.Курочка крылышками шевелит, яичко высиживает.
7.Овечка жуёт щавель на крылечке.
8.Пушистик утащил говяжьи щёчки.
9.Навигатор тормозит, тыр- тыр-тыр тормозит.
10.Саша очень смешно шепелявит:"Фыфаська еловая".
11.Крашенный Чебурашка побрился налысо
12.Камыш увидел шиш.
13.Про рыжую клячу сняли передачу.
14.Бронетранспортер и бульдозер помирились на черном озере.
15. Курьез заработал остеохондроз.

Удачи вам, ненаглядные в этом непростом деле совершенствования себя!
С гомерическим приветом, худший в истории педагог ораторского искусства номер два, Мартынычев Юрий.