Куда смотреть во время выступления?
Смотреть в глаза!
Сразу отвечаю на следующий вопрос: «Смотреть каждому в глаза?». Нет. Если каждому зрителю заглядывать в глаза, то зрители поймут, что с Вас пора требовать справку, здоровы Вы или нет. Каждому не надо — смотрите по объектам.
Вначале посмотрел на человека, что справа. Какое-то время, секунд 15. Нужно выбрать конкретного человека и смотреть ему в глаза, если они видны. Затем налево посмотрел 30 секунд, мысль сказал и посмотрел по центру на кого-то. Затем поменял. И будет возникать ощущение, что ты работаешь со всем залом.
Если же ситуация такова, что зрителей не видно — работайте по центру поверх голов. Найдите мысленно точку на расстоянии примерно 1 метр от голов зрителей. Причем работать точно в цель, точно в эту точку, ни в коем случае не отстраиваясь.
Отстраиваться — значит, смотреть по сторонам. Это очень плохо, это — пагубно. Это Вы мне, зрителю как бы сообщаете, что Вам на меня наплевать. Вы должны захватить аудиторию и постоянно держать зал! Вот тогда успех. А если Вы зал не держите, тогда зачем выходить? Чтобы бла-бла-бла? Проквакать? Ну, можно записать на диктофон и включить запись. Или видеозапись можно пустить. Живой человек, выходящий на сцену, должен взять аудиторию, иначе неуспех или провал.
Есть такой термин «дыхание зала». И оно всегда чувствуется, видно его или не видно. Определенная плотная атмосфера, когда все увлечены, тишина. Или, наоборот, роняются номерки, программки, блокноты, когда зрителю неинтересно. И какая разница — Вы видите, что он уткнулся в мобильный, если его видно, или Вы чувствуете, что пошел какой-то шорох, кто-то начал разговаривать? Это без разницы, Вы одинаково чувствуете провал.