Рассмотрим широко. Но сначала, задам вам вопрос. Находясь в условиях публичности, лучше, чтобы тело было свободно или зажато? Ответ очевиден, не правда ли?
Вы, конечно, этим заниматься не будете, но крайне рекомендую раскрепостить свое тело. Так легче выступать. Так вы лучше выражаете свои мысли. На сцене работает не только рот и лицо, на сцене работает все тело. Зажатое тело хуже передает. Пути излечения: танец, акробатика, массаж, йога. На ваш вкус. Плюс хороший психолог. Зажимы не только в теле. Пожалуйста, будьте готовы к тому, что это нелегкий путь. Не быстрый. Нужно время. Несколько лет.
Мне в свое время очень круто помог станок. Классический танец. Я три года простоял у станка. Ещё сильно помогла акробатика. В театральных вузах это называется сценическое движение. Там вообще были чудеса. Я пришел в ГИТИС достаточно пухленьким и нетренированным. А через полгода уже мог делать каскад через пианино. Разбегаешься и прыгаешь вперед через пианино, уходя в кувырок на мате. Это было сильно. Хорошая была школа.
Теперь конкретно о жестикуляции на сцене. Жестикуляция должна быть плавная и широкая. Нельзя перекрывать лицо, это не мудро. Ведь лицо — ваш главный выразитель. Идею широкой жестекуляции подсказал мне Народный артист России, Евгений Юрьевич Стеклов. Я работал у него на курсе. Он говорил: “Не мельчите. Распределяйте жест на всю фразу. Работайте широко. Работайте крупно. Не надо руками отыгрывать каждое слово. Не рубите воздух руками. Плавно, размеренно. Жест руками распределяется на всю фразу!!!”. Так и надо делать.
Теперь вы очень любите спрашивать, а что делать, если жест не рождается. Если жест не рождается. Если порыва к жестикуляции нет. Если руки и тело неподвижны, надо срочно бежать к доктору. Скорее всего, вы умерли. У живого человека жестикуляция рождается всегда. Другой вопрос: разрешаете вы ее себе или нет. Её надо разрешать, опираясь на принципы, приведенные выше. Запрещать жестикуляцию себе нельзя! Душить жест нельзя. Душить чувство нельзя. Нужно научиться направлять и жест, и чувство. Это практика, анализ и время. Мое искусство непростое. Овладевать им трудно.
Теперь: ходить по сцене или не ходить во время выступления?
Гении могут ходить. Услышьте, пожалуйста. Гении могут ходить. Остальным, начинающим талантам, ходить во время выступления не рекомендую. Это не значит, что вы приклеены к сцене. Вовсе нет. Оправданные перемещения разрешены. Когда надо что-то показать, попить водички, взять пульт от проектора и прочее. Вообще на сцене разрешено практически всё, в рамках приличий, конечно же. Запрещено лежать на сцене. Потому, что вы сразу попадаете в зону неэстетики. Остальное, повторяю, в рамках приличий разрешено.
Есть несколько классических театральных законов:
Либо ходи, либо говори.
Мельтешение на сцене снимает напряжение. Перевод: если вы много ходите, зритель быстрее устает от вас. Так как у него появляется дополнительный объект внимания. Теперь, помимо слов и жестов, он ещё должен следить за вашим перемещением. Так нельзя. Мы должны упрощать восприятие, а не усложнять.
Бегать по сцене запрещено. Это похоже на истерику.
Вообще, ораторское искусство можно сравнить с кормлением годовалого ребенка. Где каша без комочков — это текст без никому не нужных заумных слов — алармизм или дуалистичность — определенной температуры не горячая и не холодная. Вы вставляете себе перья, берете ложечку специальной формы, предварительно зафиксировав младенца, и начинаете свой веселый танец. И чем он будет разнообразней и интересней, тем младенец быстрее откроет ротик. Теперь надо не промахнуться мимо рта. Делать это надо размеренно, т.е. текст выступления не должен звучать быстро. Чтобы попасть в цель, торопиться запрещено. Ну вот ложечка во рту, теперь надо дать ребенку время, чтобы он спокойно проглотил. Пожевал чуть-чуть и проглотил. Конечно, хочется, чтобы это происходило быстрее, но это невозможно. Так создан мир. Ребенок не может быстрее. Он ребенок. Ему нужно время. Так и мы на сцене. Не надо запихивать в зрителей аргументы. Он не успеет их воспринять. Дайте время. Следите за пониманием. Проглотил? Иду на второй заход. Теперь самолетиком. Жуу-жу-жуууу. Опять беру ложечкой кашку и начинаю кружить в танце. Пока младенец не откроет ротик. Вот вам все законы ораторского искусства в одном примере. Если будете так работать, будет успех. Не сразу. Через 8 лет. Удачи!