О публичных выступлениях

Курсы ораторского искусства или как стать мастером публичных выступлений

Курсы ораторского искусства или как стать мастером публичных выступлений.

Начните с того, надо ли вам это. Может, лучше сидеть тихо. Не высовываться. Это гораздо спокойнее. Я знаю людей, которые хотели классно выступать, занимались долго, но так и не смогли стать мастерами. Сказали: ”Нет, всё-таки это не мое. Я не хочу выступать”. Каждому уметь говорить публично не обязательно. Желательно, но не обязательно. Это я всё пишу для того, чтобы вы нашли подлинную цель вашего желания.

Иначе вам будет очень трудно себя преодолевать. А без преодоления себя, своей ленности, некоторых изъянов, присущих каждому, у вас, к сожалению, не получится стать мастером выступлений. Более того, достигнув мастерства, вы не застрахованы от провалов. Порой мучительных. Так что круто подумайте, надо ли вам пускаться в этот фантастический путь!

Я был дерзок в детстве. Картав, но дерзок. Не выговаривал половину алфавита, но шумлив. Я узнал, что картавлю, не сразу. Какое-то время мне Господь дал пожить в прекрасном неведении. А когда узнал, что я не такой, как все, умолк. Умолк надолго. Замолчал на несколько лет. Старался вообще не говорить, чтобы никто не знал, что я картавлю. Прекрасные воспоминания! Выхожу к доске и молчу. Или говорю, так тихо, тихо, себе под нос, чтобы не разобрали. Жуть, конечно. Меня не водили к логопеду. То ли из-за того, что у нас денег не было. То ли я боялся. То ли родители считали, что это нормально. Я стал более-менее говорить только к девятому классу. Картавил, но говорил.

Почему-то в девятом классе стало полегче, а потом и совсем прошло. Сейчас меня не остановить. Говорлив ужасно. Иногда излишне. Надо ли сначала долго молчать, чтобы потом много говорить? Не знаю. Но мне кажется, в этом есть какая-то мудрость. Ещё смешнее получилось в ГИТИСе. Я, честно говоря, так до конца и не осознал, зачем меня туда взяли. Ни особой внешности, роста или таланта я за собой не наблюдаю. Просто повезло. ГИТИС научил сначала думать, прежде чем говорить. Научил звучать. Научил точности произношения. Показал, как ведут себя и говорят большие люди. Познакомил с драматургией. Не передать всего. Научил играть.
Стал ли я оратором после пяти лет ГИТИСа? Нет, конечно. И тут вы в диком изумлении.

Как? Почему? Разве лучший театральный вуз на планете Земля не готовит ораторов? Разве в этих стенах нет понимания ораторского искусства? Разве актеры плохие ораторы?

Попробую ответить очень аккуратно.

Действительно, ГИТИС не готовит ораторов. Это совсем другой вид деятельности.

Потерпите, я поясню.
Актер, кроме разве что интервью, всегда произносит со сцены чужой текст. Текст, написанный другим: драматургом, сценаристом, автором... Оратор же, и в этом принципиальное различие, произносит, и я на этом настаиваю, только текст собственного сочинения. Если текст чужой, вы не оратор, вы артист. Подумайте об этом на досуге. Вам всё станет ясно.

Итак, тезис номер один: оратор – это тот, кто произносит свой текст.

Тезис номер два: оратор – это тот, кто сам сочиняет себе текст.

В этом сложность. И прелесть. И мука. И радость.

Вы всё ещё хотите стать мастерами ораторского искусства? За мной, друзья!

Вы спросите, а в чём ещё разница между актером и оратором?
Оратор работает напрямую со зрителем. Актер же работает напрямую с партнерами.

Актерами. В этом и различие, и схожесть. Различие в том, что актер более защищен от публики, оратор же на острие. Актер не видит своего зрителя, если мы говорим про зал, а оратор должен считывать реакцию в моменте и, если надо, менять аргументы по ходу выступления. Актер же всегда находится в рамках слов роли.

Извините, что так длинно. Мне очень хотелось об этом написать.

Тут немного разобрались.

Теперь нужно обязательно коснуться вопроса, а из чего же состоит оратор. Тут он идентичен с актером.

Я намеренно делю его на три части:
  1. Тело.
  2. Мозги.
  3. Речевой аппарат
Тело – это мышцы и кости, связки и сухожилия. Это вы и без меня знаете.

Мозги – это то, что отвечает за содержание, управление и эмоции (спорное утверждение).

Речевой аппарат я специально выношу отдельно для удобства. Он, безусловно, относится и к телу, и к мозгам, но я его рассматриваю как самостоятельную единицу.

Так вот, дорогие мои, прежде чем выходить на сцену, я очень настойчиво вам рекомендую подготовить к работе эти три элемента. Публичное творчество, а ораторское искусство оно и есть, невозможно без подготовки всех трёх частей. Ни одного, ни двух, а только и всегда трех! К сожалению, начинающие ораторы познают это через несколько лет практики, когда уже нахватают множество психофизических травм. Но тут я бессилен.
Так создан мир.

В этой статье я не буду вас утомлять практическим тренингом. Об этом позже. В других статьях. Сейчас же я с удовольствием приглашаю вас ко мне на курсы ораторского курсы ораторского!

Я называю эти занятия ораторским фитнесом. Так оно и есть, на самом деле. Этим искусством нужно заниматься долго и постоянно. Как фитнесом. Нужно всё время поддерживать себя в сценической форме. Разумеется, если сознательно выбрали этот непростой, но удивительно увлекательный путь. Путь оратора!

P. S. Совсем забыл сказать о плюсах изучения ораторского искусства. Начну с козырей
1. У нас в ораторской студии можно себе найти мужа или жену. У нас таких уже четыре случая.
2. Занятия этим непростым делом – ораторским тренингом – безусловно придадут вам уверенности в себе.
3. Через каких-нибудь восемь лет обучения вы станете круто выступать.

Достаточно? Мне кажется, даже чересчур. Жду на занятиях. Ваш педагог ораторского искусства, Мартынычев Юрий.