Тексты Мартынычева
Истории

Как я ловил режиссера Анатолия Васильева

Правдивая история.

В 2016 и в 2018 году проходил обучение у Анатолия Васильева. Я считаю его вторым после Станиславского у нас в стране и третьим после Станиславского и Гротовского в мире. В России об этом пока не знают. Потому что герой сначала должен умереть. Дай Бог ему сто лет. Так вот. Васильев своим отношением к педагогике показал мне фантастическую высоту, к которой мне только предстоит приблизиться. Все, что я видел до этого, теперь представляется мне обыденным.

А вот короткая история, как я к нему попал. Чудо. До 2008 года я учился в ГИТИСе на актерском факультете, а потом в аспирантуре. И прекрасно себя чувствовал. Оглушительная тяга к новым горизонтам познания родилась у меня к 2012 году когда было, уже поздно. Анатолий Васильев уехал из России в Европу, как тогда казалось, навсегда. А учиться я хотел только у него. Я знал его биографию, я знал, что он ученик Марии Осиповны Кнебель и считает Ежи Гротовского своим учителем. Я видел его спектакли и спектакли его учеников и думаю, это лучшее, что со мной происходило в театре.

Например, на спектакль Васильева «Из путешествий Онегина» я ходил 15 раз. А на спектакль его ученика Владимира Агеева «Пленные духи» я ходил 16 раз и даже один раз пригласил жену. Так мне понравилось. Но чудеса случаются, и вот оно чудо явилось мне. Раньше я был нормальным человеком и ездил на работу на метро. Работая на Малом каретном, я иногда выходил на Пушкинской, чтобы прогуляться сверху вниз. Так вот, выхожу я на Пушкинской и поднимаюсь на эскалаторе. И бабах. Впереди меня, также на эскалаторе стоит мужик. Но не простой мужик, а в причудливой одежде. Я бы назвал это крылаткой. Память тут же мне подсказывает, что никто кроме Анатолия Васильева так не ходит. Значит это он. Попался голубчик! Но он же должен быть в Париже или, черт его знает где, в Лионе. Словом, не может быть! Ан нет. Он. Ловить! Срочно ловить! Уйдет! Но как ловить я же не помню его отчества. Знаю, Анатолий Васильев, а отчества не знаю. Как обратиться. Не могу же я сказать здравствуйте, Анатолий. Не прилично. Срочно лезу в телефон. Забиваю. А интернет на эскалаторе ловит плохо. Жутко долго. Анатолий уходит. Я за ним. На почтительном расстоянии. Чтобы не заметил слежку. Черт его знает, что можно подумать, когда тебя преследуют с телефоном в руке. Он же режиссер. Мировая величина. Выходим на Тверскую. А я то на его спину смотрю, то в телефон. И вот поднимаю глаза — его нет. Исчез. Растворился! Или провалился.

Ан нет, подумал я, от меня не уйдешь так просто. Видимо свернул направо. И точно. Свернул. Телефон уже выдал мне отчество, и я прибавил шагу. Бегу и почти кричу: Здравствуйте Анатолий Александрович! Нормально ответил. Пожали друг другу руки. Я представился и сразу сказал, что хочу у него учиться. Он мне сказал, что я должен запомнить четыре буквы: Arta, это в Париже, и там у него будет курс в этом году. В России я не преподаю, сказал он. Но тут же добавил, разве что в 2014 году может что-то произойти, но это не точно. Я сразу же поразился его стратегическому планированию. Мы ещё немного поговорили и простились. То есть в этот вечер я прикоснулся через рукопожатие к гению дважды. Ни в какой Париж я не поехал. Не мог студию бросить. А вот в 2016 году, на два года позже прогноза, сам Васильев приехал набирать курс в Московской Школе нового кино. Узнал я об этом тоже чудесным образом. Кто-то из друзей в Фейсбуке опубликовал пост про набор. Я успешно прошел отбор и счастлив. А в 2018 и в 2019 году мы встретились снова. Уже в доме-музее Станиславского, чтобы продолжить обучение.