Сафиуллин Айнур Марсович

Биография

1999-2003гг.

УГАИ (Уфимская государственная академия искусств) театральный факультет. Мастерская проф. Касимовой Ф.К.Специальность Актёр театра и кино.Поставил со своим курсом дипломную работу по V главе "Братьев Карамазовых" спектакль "Великий Инквизитор" Ф.М.Достоевский. 2003-2005 актёр НМТ РБ им.М.Карима. (Национальный молодёжный театр) работал в двух труппах и в русской и в национальной. параллельно преподавал в УГАИ сцен.бой, сцен.движение и фехтование.

2005-2010гг.

РАТИ(ГИТИС) режиссёрский факультет мастерская Проф.С.В. Женовача. 2006-2010 параллельно вёл актёрскую студию в школе искууств им. Козловского. Дипломная работа сделана в г.Уфа в НМТ РБ им. М. Карима. Спектакль по пьесе Мустая Карима "Не бросай огонь Прометей" 2010г.

 

Интервью с педагогом "Удивительной театральной студии".

- Как ты попал в Удивительную театральную студию?

АЙНУР: Меня пригласил сюда работать Юрий Мартынычев.

  • Читать ещё
 

-Где вы познакомились ?

АЙНУР: В ГИТИС-е. Мы там учились в одно время, только он был уже аспирантом, а я еще студентом, и я учился на режиссерском факультете, а он на актерском.

- Вы тесно общались, дружили?

АЙНУР: Нет, мы не были друзьями. Так, здоровались, пили чай в «Анчаре». У нас была взаимная симпатия, совпадение взглядов. Я не люблю навязываться и предлагать человеку какое-то тесное общение. Считаю, пусть все идет само собой. Если что-то должно произойти, оно произойдет.

После ГИТИС-а я преподавал в школе Козловского у детей. И случайно встретился с Мартынычевым в кофейне на Камергерском переулке. Мы узнали друг друга, пообщались. Он предложил мне работать в его студии. Но я планировал вернуться в Уфу и быть режиссером театра. Однако контракт сорвался и вот тогда уже, почти через год после предложения я приехал в Москву и стал работать в Удивительной Студии.

- Какие твои карьерные цели?

АЙНУР: Порабощение всего мира и мировое господство :-) А если серьезно, то  ставить спектакли, снимать авторское кино.  А может быть, прокатное, жанровое кино. Кроме работы в студии в настоящее время я также занят в проекте полнометражного художественного фильма.

- Насколько сложно снимать кино?

АЙНУР: Это ужасно тяжело. Дело в том, что все уже поделено между собой и схвачено.  Инвесторы привлекают известных и раскрученных режиссеров. Чтобы возникли новые имена, нужны прямые связи с инвесторами.

- Или быть гением, чтобы обратили внимание?

АЙНУР: Гением надо быть в любом случае.

- Каковы твои принципы по жизни? На кого ты равняешься?

АЙНУР: Я люблю наблюдать за собой, за миром, за явлениями. Один из моих принципов - это отсутствие стереотипов.

- У тебя есть семья? Жена, дети?

АЙНУР: Детей нет. А про жену не скажу - пусть останется неизвестным.

- Как ты работаешь с актерами? Входит ли в твои принципы давление на слабые места людей, унижение ради растормошения?

АЙНУР: В жизни я это вообще не приемлю категорически. На репетиции такая провокация может быть использована, но как совсем крайняя мера. Если актер не включен.

- Вот ты говоришь, что хочешь снимать кино. Интересно, о чем или о ком ты хотел бы снять кино? Про что этот фильм?

АЙНУР: А это не так важно, какой конкретно сюжет, это может быть все что угодно. Главное, чтобы эта тема была интересна мне лично! Чтобы этот вопрос не давал мне покоя. Это может быть какая-то глобальная проблема, на которую я хочу пролить свет!

- Например, какая проблема сейчас тебя беспокоит?

АЙНУР: Вопрос жизни и смерти. Глобальный вопрос. Даже не вопрос жизни, а скорее ,вопрос смерти. Это глобальный, архетипический вопрос! Он же идет от сотворения мира. И этот вопрос ложится на плечи каждого человека!

- Это действительно глобальная тема. А что именно интересует тебя? Может быть, страх самой смерти или размышления, а что будет после смерти или: как избежать смерти, а также кто управляет жизнью, вопрос о судьбе, карме и т.д. и т.п. Если говорить о фильме, то о чем конкретно тогда мог бы быть твой фильм?

АЙНУР: Вот, например, страх смерти. Полагаю, можно было бы взять какой-то конкретный случай , вспомнить ситуацию, где я сталкивался со смертью.

- У тебя были такие случаи ?

АЙНУР: О и не один раз! Раза 3-4. Каждое столкновение – это какое-то откровение. Как будто пространство берет и встряхивает тебя. На мгновение ты избавляешься от иллюзий вообще. Вдруг понимаешь, что в любое мгновение можешь покинуть этот мир.

- Наверное, это страшно… ?

АЙНУР: Страшно только до тех пор, пока не принимаешь это и не готов с этим согласиться. А когда соглашаешься и принимаешь эту мысль, тогда уже не страшно. Пропадает иллюзия безопасности.

- Что за иллюзия такая, поясни?

АЙНУР: Раньше, до революции, например, да и позже, люди боролись за свободу, за равенство. Свобода была основной идеей общества. А теперь свобода у всех уже есть, и это неинтересно. Сейчас основной идеей стала безопасность. Люди боятся террористов, бандитов, стихийных бедствий. Борятся за безопасность, верят в нее. И государство создает эту иллюзию безопасности. А на самом деле это чистой воды – иллюзия. Нет никакой безопасности!

- Ты имеешь в виду, что кругом террористы?!

АЙНУР: Да нет, террористы тут ни при чем вообще. Вот, например, сейчас много говорят про конец света, муссируют эту тему. «А-а-а!!! Конец света! Ужас-кошмар!» А откуда вообще такая уверенность у них, что они доживут до конца света? Жизнь может оборваться в любой момент вообще. Этот страх конца света – просто глупость. Ведь человек постоянно живет со страхом смерти.

- Ну да, просто он его не осознает каждую минуту.

АЙНУР: Нормальный человек думает примерно так: «Я постепенно старею. А, следовательно, я умираю. Я скоро умру. Самое лучшее, что я могу сделать – просто не думать об этом»

- Именно. А ты предлагаешь думать?

АЙНУР: Конечно!!!

- И что тогда? Придет просветление ? :)

АЙНУР: Пропадет много иллюзий. Важно принять тот факт, что ты можешь умереть в любой момент и не противиться этому.

- Задумывался ли ты о том, что будет после смерти?

АЙНУР: Не знаю, может быть, другой мир, а может быть и ничего , пустота. Зависит от того, кто во что верит.

- А ты во что веришь?

АЙНУР: Я верю в жизнь после жизни, а смерть это переход. И каждый человек сам своими поступками создаёт эту жизнь.

- То есть человек сам может выбрать, когда ему умереть или это от него не зависит?

АЙНУР: Тут есть закон, причина и следствие.  Делаешь шаг, значит, делаешь выбор и получаешь последствия. Если ты создал причину, то следствие неизбежно.

- Если человек делает выбор, не означает ли это, что смерть может наступить только в результате своих собственных действий. В таком случае зачем вообще бояться смерти?

АЙНУР: Это теория. И да, и нет. Всегда может случиться что-то, на что человек никак не может повлиять. Что-то глобальное. Метеорит может пролететь. Был такой случай, кстати. Человек плыл на яхте и посередине океана ему на голову упал маленький метеорит. Он умер. Это было на самом деле.

- Думаешь, у него не было выбора?

АЙНУР: Это надо раскрутить несколько его жизней назад :-) Юнг сказал : «Важно составить представление о смерти еще при жизни. Если там ничего нет, то ничего не теряешь.»

- О, а ты веришь в перевоплощение? Как думаешь, кем бы ты мог быть в прошлой жизни?

АЙНУР: Нет, это я не скажу. А то все поймут, что я сумасшедший.

- Ок, вернемся к фильму, который ты хочешь снять. Итак, это будет фильм о…?

АЙНУР: Об убийстве! Причем, лучше всего снять короткометражный фильм. Как человек совершает кругосветное путешествие.

- А потом ему в голову падает метеорит?

АЙНУР: Да, это прекрасный сюжет. Вот камера наезжает на закат, а он выходит на палубу, что-то делает, поправляет мачту. И тут же смена кадра: в атмосфере космоса летит такой маленький кусманчик, врывается с бешеной скоростью и вот уже достигает горы. А наш герой пошел по своим делам, он кушает, отдыхает, снова выходит на палубу и смотрит на звезды. И вдруг – бац!!!! Метеорит в голову. Все действие продолжается минут 5.

- И все?

АЙНУР: Нет, не все, еще минуты 3 лодка так качается. Солнце светит.

- Зловещий фильм. По-моему, это намного страшнее, чем какая-нибудь Ведьма из Блер. Правда сумеешь ли ты за 5 минут действительно напугать людей?

АЙНУР: А пугать я и не собираюсь, цель не в этом.

- Так, а в чем тогда его смысл? Какие ощущения должен вызвать фильм?

АЙНУР: Так и нет смысла никакого. У каждого свои ощущения. Вот у тебя ощущения зловещие, ты боишься смерти?

- Конечно, я же не просветленный человек.

АЙНУР: Ага, а у кого-то еще будут другие ощущения, и у каждого свои. В этом и есть смысл. Помнишь фильмы Ким-Ки-Дука?

- Да это необычные фильмы. Философские.

АЙНУР: Помнишь, как начинается фильм «Весна, лето, осень, зима…и снова весна»? Мальчик привязывает камни к змее, лягушке, рыбе. Затем, мастер, чтобы дать ему понять, какие чувства испытала лягушка, над которой прежде этот мальчик издевался, привязывает булыжник к мальчику. И заставляет  его с этим булыжником забираться на гору. Ему тяжело, он забирается и плачет.

- Такие фильмы тебе нравятся?

АЙНУР: Да. Это авторское кино. В нем есть чудо. Мне нравится авторское кино.

- А какое кино не нравится? Можешь назвать отвратительные фильмы?

АЙНУР: Фильм «Необратимость» Гаспара Ноэ - с Моникой Белуччи, где ее насилуют в переходе, а потом ее парень насильнику разбивает голову огнетушителем. Я его вообще не смог целиком смотреть. Только отрывками. Сплошное насилие, жесткач. Прямо тошнить начинает, голова кружится от способа съёмки.. Такой фильм-провокация.

У этого режиссера еще есть такой необычный фильм: «Вход в пустоту».

- Ты бы хотел сам сыграть в кино или спектакле?

АЙНУР: О, да! Хотел бы.

- Какую роль? Главную или второго плана? Есть конкретные пожелания?

АЙНУР: Хм, да неважно, я все могу сыграть на самом деле.

- И Гамлета?

АЙНУР: И Гамлета тоже. Только что это будет за спектакль, где на роль Гамлета выбрали меня? Распределение ролей – 50% успеха спектакля. Гамлет с моей внешностью – да уж. Впрочем, если в каком- нибудь чисто славянском театре, то это может быть очень необычное решение.

- Ну, например, вот есть же фильм «Брюс Всемогущий», где на роль Бога был выбран чернокожий актер.

АЙНУР: Да, кстати, у меня не возникло там диссонанса, воспринималось вполне нормально. Причем я заметил интересную связь: вначале в Америке вышел фильм, где Бог был чернокожий, а потом появился чернокожий президент.

- Точно подмечено. Так что ты говоришь о роли, которую хотел бы сыграть?

АЙНУР: Мефистофель. Я хочу сыграть Мефистофеля – искушать! Или можно и Фауста, в принципе.

- Хотелось бы тебе прославиться?

АЙНУР: Какая-то часть меня хочет славы, но в целом это неудобно и сильно ограничивает свободу. Например, на метро ездить будет совсем невозможно. А в пробках я очень не люблю.

- Каковы твои жизненные убеждения?

АЙНУР: Мне не хочется о них говорить, т.к. они могут измениться и я стану заложником интервью :-) Когда Аристотеля спросили, меняете ли Вы свои убеждения, он ответил «Меняю». «А как же Сократ, который погиб за свои убеждения?» - Он ответил: «Знаете что, история и человечество не простят двух таких потерь.»

- Каков критерий успеха артиста?

АЙНУР: Полезность, занятость, чтобы везде приглашали. Востребованность. Когда считают, что кроме тебя никто не сможет сыграть эту роль.

- А критерий успеха в театральной студии?

АЙНУР: Научиться раскрепощаться, расслаблять свои плечи, шею. Концентрироваться, сосредоточенно что-то делать, управлять своим вниманием. Думаю, что это уже большие достижения, если, конечно, не ставить цель быть актером.  В целом, перестать быть Буратино: научиться владеть своим телом и избавиться от обезьяньего ума, который непрестанно скачет с ветки на ветку: уметь концентрироваться и быстро реагировать. Обнаружить свой естественный уникальный, ни на что не похожий голос.

У педагога студии Айнура Сафиуллина взяла интервью наш студиец, психолог Алла Чугуева.