Лучшие упражнения по технике речи. Как поставить свой голос самостоятельно! Курсы сценической речи у вас дома

Здесь вы найдете много классных упражнений и советов для улучшения своего голоса. Мы сделали их в удобном видео формате. Ролики по одной минуте, очень удобно. Можно смотреть с мобильника и заниматься хоть за рулем, в пробке, например. Вы же жалуетесь, что вам все время некогда.

Как исправить свою дикцию, как сделать голос сильным, как научиться правильно дышать - обо всем этом мы расскажем и научим!

Все просто и понятно. Простыми словами о постановке голоса! Только неудачники не занимаются своим голосом и речью. Вы же не такие. Удачного просмотра и тренинга. Ну а кому мало или лень заниматься самостоятельно, милости просим на групповые и индивидуальные занятия! Советую начинать с дыхания. Научившись правильно дышать, вы многое поймёте, и это придаст вам энергии.

 

Частые вопросы про речевую технику и постановку голоса. Лучшие советы  от тренера по сценической речи Мартынычева Юрия

1. Как научиться правильно дышать?

С дыханием лично я разобрался раз и навсегда только два года назад. Хотя практикую на сцене 21 год. Видимо, это не просто. И вы стремитесь, не торопясь! Если говорить о дыхании максимально просто, то дышать надо животом. Это не научно, но очень понятно. Причем дышать надо животом не только во время выступления, но всегда. Обычно я привожу вот какой пример про правильное и неправильное дыхание: Итак. Представьте два автомобиля - Мерседес с 3х литровым двигателем и запорожец. Это два автомобиля. Они оба едут. Они оба могут разгоняться и останавливаться. Они даже могут ехать на одной скорости какое-то время. Скажем 60 км/ч. Но как только возникает необходимость ускориться - обогнать или просто погонять в удовольствие - водитель Мерседеса просто чуть давит на педаль и свободно осуществляет задуманное, водитель же запорожца может до бесконечности жать на газ, и ничего не произойдёт. Нет запаса мощности. Мерседесу не обязательно постоянно гонять, но когда необходимо, он может. Запорожец не может никогда. Так и дыхание. При грудном дыхании вы можете говорить и общаться, но этот тип дыхания всегда и точно приведет к травме при переходе в сценическую практику. Вывод. Учитесь дышать правильно, не грудью, а животом, говорите и выступайте полноценно.

2. Как дыхание связано с голосом?

Дыхание - это носитель звука. Голос - это звук, наложенный на дахание. Без дыхания голос невозможен. Задача человека, практикующего публичные выступления, подчинить себе дыхание. Научиться им управлять. Если этого нет, то вы дилетант, и сознательно или бессознательно ведёте себя к травме. Не может быть никаких но. Выступаешь - делай это умело. Дыхание - часть техники. Учись и будь успешен.

3. Какие упражнения на дыхание делать?

Мне абсолютно всё равно, будете вы делать упражнения, предложенные мной, или другие. Мне и вам нужен результат. Я слишком часто вижу людей, которым приходится говорить публично, но при этом не обладающих речевой техникой. Это постыдно. Потому что это часть имиджа. Лучше научиться. Потратьте немного времени. Упражнения, данные здесь, точно работают. Проверенно на себе.

4. История одной неудачи из-за неверного дыхания. Не занимайтесь формально!

У меня в студии был фантастический случай. Связанный с техникой дыхания. Я репетировал спектакль "Любовь под вязами" Юджина Онила. Главную роль играла очень хорошая девочка. Способная, эмоциональная. Репетировала блистательно. У меня на каждой репетиции было лишь одно серьезное замечание. Она не владела своим речевым аппаратом. Не посылала звук партнеру. На одной из репетиций я показал ей набор упражнений и попросил заниматься каждый день. Актриса честно занималась каждый день, присылала фото-отчеты. Серьезно подошла к делу. И вот случился показ спектакля на зрителя. Первый акт прошел спокойно, а вот во втором, где эмоциональность зашкаливала, у нее начался дыхательный спазм и появились при вдохе посторонние звуки. Она вздыхала со стоном. Это был кошмар. После спектакля я подошёл, к ней и спросил, что случилось. Оказалось, что она даже не заметила этого. Так была увлечена материалом. Я попросил ее показать как она делала те упражнения, что я дал. Показала. Я обалдел. Пол года она занималась дыхательной практикой неправильно. Так и не научившись верному брюшному дыханию. Внешне всё было правильно, но вдох у нее так и оставался поверхностным. Не животом. Это стало для меня уроком. Я должен был проверять точность упражнений. Это был неудачный показ. Провал. И со временем мы расстались. Вот вам такая история. Одного желания мало. Как же важна точность и понимание техники!

5. Что такое дикция?

Дикция это точность произношения звуков. Нас с вами интересуют три вида звуков: шипящие: Жи, Ши, Ча, Ща, сонорные: Эр, Эл, и свистящие: Сэ, Зэ, Цэ. Другие нас интересуют в меньшей степени. Так как проблемы, как правило, встречаются именно с этими. Проблемы дикции в вялом кончике языка и в незнании верной позиции для качественного звукоизвлечения. И то, и то легко убирается с помощью упражнений. Разумеется, я не рассматриваю тяжёлые случаи. Там сложнее. Язык это мышца. И как любую мышцу ее можно тренировать. Я даю много дикционных упражнений и поясняю верную позицию языка. Смотрите, делайте и говорите чисто и блистательно!


6. Как понять, есть ли у вас дикционные недостатки?

Самый простой способ - это записать себя на диктофон и послушать. Если не понятно, то обратитесь к специалисту. Т.е. к логопеду или педагогу по речи.

7. Надо ли дикцию исправлять?

Это зависит от того, насколько вы себя любите. Одно знаю точно. С плохой дикцией лучше не выступать. Подсознательно вам будет безумно некомфортно. Ещё я знаю одну вещь про дикционные проблемы. Ее я открыл у себя и потом наблюдал у многих студийцев. Если человек знает, что у него есть проблемы с речью, он старается меньше говорить. Я сильно картавил в детстве и старался не произносить те слова, в которых были звуки, что я не выговаривал: Эр и Эл. Это был кошмар. Зовут меня Юра, фамилия Мартынычев. Даже в слове "привет" была та буква которую я не произношу. Молчал. Таился. Думаю это странно выглядело со стороны. Да и мне было очень некомфортно выступать перед классом. Старался говорить тихо, еле заметно. Ужасно неловко это вспоминать. Так продолжалось, до тех пор пока я не исправил свои проблемные звуки. Чего и вам желаю!

8. Кто поможет, логопед или педагог по речи?

При сложных случаях - только логопед. При простых - и грамотного педагога по речи вполне достаточно. Нормальный педагог по речи, если не сможет сам, обязательно отправит к логопеду. Тут главное начать. Не сидеть и ждать, а начать. Заниматься речью. Удачи!

9. Когда я говорю у меня в горле что то напрягается, голос сдавливаеися. Как быть с этим?

Скорее всего это проблема корня языка. Дело в том, что при грамотном звукоизвлечении корень языка должен опускаться, но я очень часто встречаю случаи у студийцев, когда в минуты волнения, публичности, корень языка вместо того, чтобы опускаться, открывая дорогу голосу, поднимается и блокирует звук. Голос при этом становится глухим, зажатым и, что особенно неприятно для мужчин, более высоким по тону. Терпеть не могу высокие зажатые голоса. Думаю, вы тоже. Более того, я утверждаю, что низкие голоса при прочих равных внушают больше доверия причем и мужские и женские. Тут я привожу суперские упражнение - массаж языка. В свое время, когда я учился в ГИТИСе, и у меня возникли проблемы с голосом оно мне очень помогло. Проверено лично. Уверен, оно поможет и вам.

10. У меня писклявый голос, что делать?

Мне не нравится мой голос. Можно исправить? Исправить точно можно. Я же исправил. У меня до занятий сценической речью был высокий голос. Не очень приятный. Я и начал активно упражняться, только после того, как педагог, мастер курса, сделал мне замечание, что у меня высокий женский голос. Это меня задело, и я начал активно работать над собой. Дело в том, что тембр голоса сильно зависит от корня языка. Опускается он во время говорения или нет. У обладателей низких голосов он опускается, у обладателей высоких голосов он поднимается. Путем тренажа можно научить свой язык опускаться и давать свободу голосу.

11. Зажатая челюсть, помогите!

Как правило, все говорят, не открывая рта. Это проблема зажатой челюсти. Если во время звукоизвлечения вы не открываете рот, то у голоса нет возможности выйти и полноценно прозвучать. Также челюсть связана с корнем языка и, если сильно зажата челюсть, почти наверняка и корень языка вместо того, чтобы опускаться, при говорении поднимается, и блокирует звук. Я даю здесь упражнения и на корень языка, и на освобождение челюсти. Занимайтесь и освобождайтесь.

12. Причем тут пробка от вина?

Это классная штука, которая вам поможет разблокировать челюсть. Это очень простой, но сверхэффективный инструмент. Воспринимайте пробку как тренажёр. Я очень люблю упражнения с пробкой. Помимо освобождения челюсти, она помогает разработать мышцы губ и языка. Это здорово, попробуйте, и вам понравится!

13. Сколько раз в день надо тренироваться?

Обожаю этот вопрос. Он странный для меня. Поэтому дам не менее странный ответ. Тренируйте речевой аппарат каждый день за 20 минут до приема пищи. А если хотите по-настоящему хороших результатов, то перестаньте есть и вместо этого развивайте дикцию и артикуляцию. Во-первых, вы наконец то похудеете, а во-вторых, станете со временем получать удовольствие от своего голоса.

14. Какие упражнения лучше делать?

Конечно, у вас должен быть комплекс упражнений на каждую зону речевого аппарата. Вот зоны: 1. Дыхание 2. Корень языка 3. Кончик языка 4. Челюсть, освобождение. Какие именно упражнения выбрать для той или иной зоны - решать вам. Что я точно не рекомендую, так это делать работу отдельно. Например только дыхание или только освобождать челюсть - это обсурд. Только комплекс как я показал. Не теряйте время. Займитесь своим голосом. Я где-то слышал, что голос это второе Я!

15. Так ли нужен мне поставленный голос?

Решать вам, но я не знаю ни одной сферы человеческой деятельности, где поставленный голос был бы менее эффективен, чем голос зажатый. Если вы хотите расти в карьере, не важно личной или профессиональной, вам запрещёно принебрегать техникой речи. Это так. Проверено на себе.

16. Где я смогу применить свой голос?

Какие бонусы от поставленного речевого аппарата? Чтобы вы мне поверили, я должен приводить убедительные факты. Наиболее сильные я могу брать только из своей жизни. Итак. Это было на втором курсе ГИТИСа. Так как мне было уже 24 года и на сцене к тому времени я провел около 7 лет своей жизни, я кое-что понимал. Например, я очень четко понимал, что актерской профессией в чистом виде я себя не прокормлю. Значит, надо найти сферу деятельности, приносящую прибыль стабильно, подумал я. Но что же это может быть? Ну конечно же речь. Надо стать педагогом по речи. Это точно нужно каждому. Но как же я буду преподавать то, что мне не ведомо. Значит, я должен досконально изучить предмет. И не просто изучить но и поставить голос себе. Это ли не лучший способ познания, подумал я. И начал заниматься каждый день. Используя каждую свободную минуту между репетициями. Очень хорошо помню себя с пробкой в зубах идущего по второму этажу ГИТИСа и смотрящего на портреты великих Мейерхольда, Ватангова. Постоянно с пробкой в зубах. Иду к метро - занимаюсь. Или потом в театре на Малой Бронной я играл в детских спектаклях и приходил за полтора часа, чтобы позаниматься. Выходил на сцену и работал. Артисты меня ненавидели. Дело в том, что на сцене перед спектаклем и во время постоянно включена трансляция, и я им надоедал. А ещё помню случай, как артистка заслуженная, игравшая главную роль у Эфроса в Ромео и Джульетта, подошла ко мне и спросила: Юр, а ты вот тут бегаешь все время с пробкой, правда помогает? После этого вопроса я понял, что из театра надо линять. Я поставил себе верную цель, и она грела меня. Так и получилось. Сначала я научился сам, а потом стал учить других за деньги. Это и есть моя работа. Мое счастье и доход!

17. Как долго нужно заниматься для идеального голоса?

Я очень люблю этот вопрос. Поэтому он в конце. Ответ: 7 лет. Я сам, когда услышал от своего педагога по речи эту цифру, обалдел и потерял сознание. Но это все неправда. На деле зависит от вашего желания. Вот история. Пришел ко мне ученик на индивидуальное занятие. Запрос был такой: он вёл тренинги, но в последнее время голос стал очень сильно уставать. Садился голос. Как исправить? И ещё он сразу сказал. Брать много уроков я не смогу. Нет возможности. Могу оплатить только три занятия. Я дал ему на первом занятии базовые упражнения и показал самое эффективное - массаж языка. Со словами, что теперь все зависит от его старания. Через неделю на второе занятие ко мне пришел человек с другим голосом. Открытым. Свободным. Я пришел в восторг. Искренне. Спросил, что вы делали. А он ответил, я просто занимался каждый день. Утром и вечером. За три занятия мы завершили работу над постановкой голоса, и ученик получил набор упражнений для дальнейшего совершенствования. Бывает и так. Вот что значит мотивация. Испытывая финансовые трудности, он мог лишиться голоса, а как тогда вести тренинги? Смог он, сможете и вы. Поставьте цель!