14. Живое и мертвое выступление! Не преврати себя в робота. Курсы риторики за органические выступления!

Во-первых, текст любого выступления должен быть сочинен вами. Лично. Не помощниками, не коллегами, ни черт знает кем другим, а только вами. Это не обсуждается. Сочинен, но не выучен. Ни в коем случае. Хотя тут я лукавлю. Поймал себя. Бывают такие моменты, например, первое выступление или первое и очень важное выступление, когда текст можно выучить. Это будет не профессионально, но зато надёжно. В остальных случаях категорически не рекомендую. При заучивании, так уж природа распорядилась, мы запоминаем не только слова, но и интонацию. Вы спросите, а что же тут плохого? Ужасно то, что выученная интонация закрепляется навечно. Ее невозможно уже изменить. Слова становятся мертвыми и вы их всегда теперь будете произносить одинаково. Может быть обращали внимание, как мы с детского сада, а потом и в школе, одинаково читали на память стихи. К сожалению, нас не учили читать правильно, с предварительным разбором содержания, хотя я сейчас подумал, может быть вообще не стоит заставлять бедных детей учить поэзию. Надо просить их готовить пересказ своими словами, может быть тогда есть шанс уйти от шаблона к индивидуальности. Но это не простой вопрос. Так вот. Как же, не уча текст, быть свободным в речах? Тут все просто. Текст выступления разбивается на части, например: Вступление - тут я говорю о том-то и о том-то. Выявляю проблему. А затем решаю ее: Часть первая, тезис такой-то. Защита тезиса. Часть вторая, тезис такой-то. Защита тезиса. Заключение. Слова такие-то. То есть я себе создал структуру, в которой я могу свободно плавать. Свободно импровизировать. На деле запомнить надо только композицию выступления: начало, проблема, тезисы, решающие проблему, заключение. А дальше плыви легко. Ну это я так говорю, легко. Конечно за этим должна стоять серьезная подготовленность. Я когда готовлюсь к выступлению, сначала все пишу от руки. Всю речь. На первых порах она может быть хаотичной, обрывистой, неполной, недоработанной, какой угодно. Набросав, я начинаю редактировать. Вносить новые мысли, менять композиционную структуру, много раз меняю задачи, комбинирую, одним словом. Так со временем ко мне приходит понимание того, с какого хода лучше начать, как сразу заманить, увлечь, как двигаться дальше и, конечно же, чем закончить. А дальше я начинаю репетировать. Обычно я приезжаю в студию, когда никого нет, захожу в зал, брожу, рассказываю сам себе, стараюсь запомнить порядок тезисов. Это важно. Нахожу новые ходы. Проигрываю. Стараюсь меньше смотреть на себя в зеркало, чтобы не запоминать штампы. Словом, работаю. Проверяю. Если нет возможности приехать в студию, проигрываю выступление у себя в голове, мысленно представляя, где и как я буду работать. Прошу обратить внимание, текст я не учу, а стараюсь каждый раз рождать новый. Несколько иначе. Только тогда в моменте выступления я буду живым и буду иметь успех. Какие-то фразы, удачные обороты можно закреплять, но не весь текст. Хочу дать еще один совет. Он классно работает. Чтобы хорошо закрепить структуру речи в сознании, рекомендую проходить выступление перед сном. Проигрывать в голове. Подробно, пошагово, представляя себя в зале или в кабинете, где это будет. Не торопясь. Точно. Возвращаясь и останавливаясь, если необходимо. Это классный прием. Он очень помогает уложить в голову порядок тезисов и подготовиться к взаимодействию со зрителем/начальником и проч. Как говорил Всеволод Мейерхольд: "Делать спектакли очень легко - начало, конец и две три кульминации в середине." И это абсолютная истина относится и к нашему делу. Удачи. Ваш тренер ораторского искусства Мартынычев Юрий.