10. Как читать партнера/ов. Как чувствовать дыхание зала во время выступления. И зачем это надо. Школа ораторского мастерства для взрослых не даёт ответа

Черт его знает, как. Не знаю, как объяснить. Знаю одно: я это умею делать. Я вижу, когда партнёр меня слушает, а когда смотрит в сторону. Я вижу, увлечен зритель тем, что я говорю, или нет. Я чувствую, что овладел вниманием зала, и наслаждаюсь этим. Это правда очень приятные моменты. Также я вижу, что часть зрителей не заинтересована, и мне надо сделать усилия, чтобы их увлечь. Я понимаю по человеку, что он, говоря со мной, находится не здесь. Я вижу и слышу, когда человек начинает нервничать. Я понимаю, когда сделать паузу, чтобы еще больше заинтересовать собеседника или зрителя, но как это делается, пока объяснить не могу. Знаю, что это есть, знаю, что это работает. А объяснить не могу. Уж простите.

Помню вот какой эпизод: в юности я играл в любительском подмосковном театре Папирус. Мне посчастливилось сыграть главную роль, роль Чацкого, в спектакле "Горе от ума". Там огромные монологи главного героя. И один раз во время спектакля я решил прочесть часть монолога в глаза одному из зрителей. Эта картинка врезалась в мою память, потому что зрительница отвела глаза. Она мне не поверила. Видимо, ей было неловко смотреть на то, как актёр произносит те слова, в которые не верит. Я это запомнил на всю жизнь. Я-то думал, когда делал это, что моей игрой будут любоваться. Нет. С того момента для меня открылось, что есть какая-то другая игра и, видимо, я делаю что-то не так. Ну а потом я блистательно поступил в ГИТИС, где со временем мне все объяснили. Это я к тому, что не только мы читаем зрителя, но и зритель не всегда осознанно читает нас. И если человек на сцене фальшив, как я был фальшив, он инстинктивно отключается. И наоборот. Курсы ораторского искусства в Москве, возможно, лучшее место для самоанализа.