Индивидуальные занятия по актерскому мастерству и ораторскому искусству

Записаться на пробное занятие

Записаться на пробное занятие

Записаться на индивидуальное занятие

 

Записаться на пробное занятие

Записаться на пробное занятие

Внимание! Предлагаю крутую опцию.

Присылайте мне на почту или в Вотсап свои выступления и я, проанализировав их, посоветую пути решения все ваших проблем и недочётов. Это круто и пока бесплатно. Жду. т. 8(925)394-17-38. Почта Martynychev@gmail.com Сделай аудит и блистай!

Парадокс о риторе в 17 частях. Курсы ораторского мастерства в Москве - это круто!

Ритор - оратор, учитель риторики.

Друзья, у меня заявление: выступать адски сложно и, чтобы выступать блистательно, надо учиться не один год. Это я знаю по своей практике и по практике моих учеников, среди них, например, Андрей Скворцов, он учился у меня в студии более трех лет. Сам я, окончив актерский факультет - 4 года обучения, актерскую аспирантуру - 2 года обучения, и имея к тому времени десятилетнюю театральную практику, вдруг обнаружил, что публичные выступления даются мне с большим трудом. Одно дело актерская игра с чужим текстом, другое дело выступление со своим материалом один на один со зрителем. Я столкнулся с неведомым и, будучи пытливым, начал изучать эту проблему. Теперь хочу с вами поделиться тем, что я нашел, открыл за эти 10 лет скрупулезного анализа этого чудища с именем ораторское мастерство.

1. Люди меня не слышат. Хочу сказать, но меня не воспринимают. Что делать? Курсы риторики в Москве повысят слышимость!

Успокойтесь. К сожалению, этим недугом страдают многие. Единицы говорят, посылая звук партнеру. Новое слово - посыл. Крайне важно научиться управлять своим голосом так, чтобы слова долетали до собеседника. Но это только часть проблемы. Одним посылом победить невозможно. А как вы строите фразу? Какие слова используете, простые или сложные? Можете ли вы читать своих партнеров, т.е. понимать, когда высказывание уместно, а когда нет? Умеете ли вы работать с аргументами? Умеете ли иронизировать? Шутить? Ваша речь быстрая и отрывистая или медленная и плавная? Вы вообще когда-нибудь задумывались об этом? Умение разговаривать и быть убедительным очень серьезная наука. А умеете ли вы сдерживать свои эмоции? А умеете ли вы быть открытым и правдивым? А тело ваше во время важного разговора свободно или зажато? Видите, сколько аспектов затрагивает умение говорить. А знаете ли вы, в чем предмет общения? И вообще выступление - это что? Какова его цель? Она одна или целей много? А общение и выступление - это одно или разное. Вы хотите выступать, это похвально, а что вы можете предъявить этому миру? Ведь нельзя же просто так. А что такое актерская игра, и как верно ее понимать? Почему выступление должно быть живым, и что такое мертвое выступление. Откуда берется страх сцены, и можно ли его побороть. А ещё есть страх кабинета начальника. Уйма неизвестных. Масса тайн. А как готовить речь? Какова должна быть ее структура? А как рассказывать анекдоты? Можно ли этому научиться? Репетировать ли перед зеркалом? Учить ли речь наизусть и тд. Давайте все эти вопросы рассмотрим по очереди. Вдруг кому-нибудь пригодится. Курсы ораторского мастерства - лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма.

Посыл.

Это один из первых элементов, на которые я обращаю внимание. Я прошу ученика: пожалуйста, посылайте звук, не говорите в себя. И всегда слышу один и тот же вопрос: посылать звук - это говорить громче что ли?
И да, и нет. Посылать звук - это говорить направленно. Посылать звук - это говорить в партнёра. Пошли профессиональные термины.

Есть две позиции:
1. Говорить в себя. Это когда вас слышно, но звук не направлен в сторону партнёра. При этом речь не энергичная, вялая. Такого оратора надо отправить в отпуск. Кажется, что он устал. Я засыпаю от подобного. Словом, так нельзя.
2. Говорить в партнёра. Это когда вас слышно, и звук направлен в сторону оппонента. Четко в голову. Мы общаемся с головами. Не посылайте звук в грудь или ниже. Наш объект - это лицо. Посыл - это не тогда, когда я громко говорю, посыл - это когда я говорю направленно и очень конкретно с определенной целью. Т.е. в моих словах есть энергия, желание, огонь.

Вы научитесь посылать звук не сразу. Это не так просто понять. Я, например, осознал это только на третьем курсе ГИТИСа, что достаточно поздно. Посыл и вообще контроль голоса и речи поможет вам лучше управлять аудиторией!

Контроль звука и речи. Очень интересная вещь, свойственная немногим. Как выяснилось на практике, не каждый оратор, даже часто практикующий, умеет контролировать голос и речь. Это надо делать параллельно со звукоизвлечением. Говоришь и одновременно проверяешь себя. Тут нужна практика. Подобный контроль позволяет всегда быть уверенным в своей работе. Рекомендую воспитать в себе данный навык.

2. Итак, цель общения и/или выступления, презентации, отчета, доклада, переговоров и проч. Курсы ораторского искусства в Москве навсегда!

Я намеренно объединяются все эти понятия, так как считаю законы взаимодействия работающими в каждой из предложенных ситуаций. Цель только одна - чтобы вам поверили. Поверили в то, что вы говорите. Вера в ваши слова - окончательная и единая цель любого выступления и/или беседы. Можно сказать иначе - доверие, если слово вера для вас носит религиозный оттенок. Если она реализована, все остальные цели такие, как продажа, скидка, перенос сроков, яркое впечатление и проч. реализуются сами собой. Эта цель безусловна и применима к любой сфере деятельности от ремонта холодильника до продажи стратегических бомбардировщиков, от маникюра до лунной программы.

Чтобы это быстро доказать, пойдем от обратного. Возможно ли кого-то заставить купить что-либо или сделать что-либо другое, если партнёр вам не поверил? Я не рассматриваю насильственные методы. Нет, и только нет. Значит, без доверия невозможно. Точка. Доказано. Дальше предлагаю рассмотреть те элементы, с помощью которых достижение цели осуществить легче. Курсы ораторского мастерства в центре Москвы - это ваш шанс стать успешнее!

3. Говорите проще. Какие слова выгоднее использовать: простые или сложные? Зависит ли это от аудитории? Все на тренинги по ораторскому искусству, ура!

В решении вопроса нам помогут Путин и Аристотель. Причем Путин предстанет в более выгодной позиции. Удивлены? Тогда перечтите на досуге риторику Аристотеля и отметьте, что этот мужчина не доступен для понимания. Смешно говорить о чем-либо, а особенно о риторике, сложным языком. Вы скажете, ну он же учёный, поэтому и язык у него научный. А я утверждаю, что можно говорить просто о сложных предметах, и это всего лишь вопрос умения. Если ты пишешь книгу о том, чем должен владеть каждый - о важнейшем предмете для каждого человека - пиши понятно. Оратор, ритор должен быть понятен каждому: и ученому мужу, и домохозяйке, иначе он не найдет поддержки в сердцах людей. Не достигнет заявленной нами цели - доверия. Говоря сложно, вы ограничиваете круг людей, способных к восприятию вашей мысли. Говоря просто, вы увеличиваете этот круг. При этом не имеет значения, перед вами колхозники или академики. Использование простых слов увеличивает вашу аудиторию. Научные сентенции сокращают. Люди не говорят просто по двум причинам: во-первых, не умеют, а во-вторых, боятся показаться менее весомыми. Но разве цель выступления это демонстрация весомости? Нет. Цель - вера. Значит, весомость тут ни при чем. Надеюсь, теперь вам это очевидно. Разумеется, говоря о простых словах, я не имею в виду вульгаризмы или жаргонизмы, меня они не интересуют. Будьте как А.П. Чехов. Простыми словами о сложных вещах. Это наш эталон в литературе, а в жизни наш пример номер один, обещанный ещё в начале, супергерой ораторского мастерства Владимир Путин. Будет время, забейте в Ютюбе: Путин, и посмотрите, как работает этот человек. Говоря работает, я имею в виду наше нелегкое дело риторов-ораторов. Просто о сложном. Откровенно и подробно там, где это возможно. Вот наш камертон. Путин понятен всем. Даже тем, кто его искренне ненавидит. Я здесь не занимаюсь политикой. Это не моя тема. Здесь я рассматриваю и даю конкретные примеры, на кого можно равняться, взять за образец. Также я вижу рост ораторского мастерства у этого господина с 2000 по 2018 годы. Посмотрите его интервью тех лет и сравните с теперешними. Он даже начал выходить на сцену и работать стоя, не прячась за кафедру. Считаю это достижением. А стремление к развитию своих ораторских навыков - похвальным. Тренинги ораторского мастерства - ваш путь к величию!

4. Кто главный: вы или аудитория. Ответ неоднозначен. Уроки ораторского мастерства для всех и каждого!

Если вы думаете, что люди пришли в зрительный зал ради вас, не выходите на сцену. Потому что эта ошибка приведет к психологической травме. Не стройте иллюзий. Люди пришли отдыхать и, если вы не будете работать, они найдут, чем заняться. Фейсбук, Инстаграм, Ватсап гораздо интереснее скучного ритора. В природе зрителя незаинтересованность происходящим. Просто возьмите это как точку отсчёта. Так гораздо удобнее и грамотнее для подготовки выступления. То есть определяем, что главный - это зритель и ваша работа, работа выступающего состоит в том, чтобы отвлечь их от мобильных телефонов. Вы спросите: а в чем же тогда неоднозначность вопроса, как заявлено в заголовке? О! Это самое интересное. Приступим. Зритель имеет главенствующее положение лишь до тех пор, пока вы не овладели его вниманием. Это произойдет не сразу или вообще не произойдёт. Для этого надо поработать. Но как только вы взяли зрительный зал, вы, человек выступающий, становитесь главным. И это уже вы управляете аудиторией. Вы главарь. Если это произошло, значит, вы не зря тратились. Вы профессионал. Теперь дело за малым. Поддерживай внимание и развивай успех на пути к цели, к доверию. Как? Будет ясно после прочтения всех глав этого эссе. Лень читать, приходи к нам на ораторские тренинги в Москве.

Как завладеть вниманием зала

Конечно, это самое сложное в искусстве оратора, но это возможно. Больше того, это колоссальное удовольствие, увлекать людей своими мыслями. В такие моменты выступающий чувствует себя властелином мира. Стоит потратить ради этого время на обучение. Не думаю, что мои советы кому-то помогут. Ораторами становятся только практикуя и совершая тысячи ошибок. Вижу смысл во всей этой писанине только в одном, увлечь вас небывалой радостью классного выступления. Получения кайфа от публичной деятельности. Поверьте, это дано не каждому. Не потому, что не дано и всё, а потому, что слишком сложный путь к достижению цели. Советы: будьте откровенны, насколько это возможно, и в качестве доказательств тезисов используйте ваши реальные истории.

Один раз на занятии меня спросили: “Вот вы призываете говорить правду, а я банкир, если я людям скажу правду, у меня не будет клиентов. Как быть?” Классный вопрос. Быть откровенным и говорить правду, не значит быть до конца откровенным и до конца правдивым, это невозможно. Будьте откровенны в рамках приличий. Говорите откровенно то, что можно сказать без репутационных рисков. Люди питаются откровенностью. Люди питаются правдой. И наоборот полная откровенность, как и ложь, их отталкивают в равной мере. Поэтому самый простой способ увлечь аудиторию - это быть с ней откровенным. Приведу в доказательство маленький пример. Меня пригласили провести праздничный тренинг в одну крупную компанию. Мужчины компании скинулись на подарок женщинам и пригласили меня. Я был подарком. Это было 7 марта. Праздничный актерский тренинг. Одни женщины. 8 женщин разного возраста. Я их не знаю. Они меня видят впервые. Нужно было их как-то расшевелить. Увлечь работой. Я пытался и через юмор, и через самоиронию, и лозунгами: раскрепощение нужно даже hr отделу! Даешь свободу женщинам hr! Но как-то всё не клеилось. Все барышни были немного замороженными. Я даже предположил, что их на работе пытают. На что они грустно так улыбнулись. Словом, наладить контакт в первой части тренинга не получалось. А без этого дальше работать невозможно. Потому что дальше им придется выходить на сцену и рассказывать истории. А это самое сложное. Я думал, что сначала выйду я, расскажу веселую историю специально для женщин как я проспорил жене шубу, атмосфера разрядился, мы все посмеёмся, и дело пойдет. Не тут-то было. Видимо, я хорошо рассказал, и это не добавило им энтузиазма и смелости, а наоборот, они стали ещё больше бояться выходить. Что делать? Хотел раскрепостить, поднять настроение, а получилось, что ещё больше закрыл. Как же выкрутиться? Это же праздничный тренинг. А какой тут к черту праздник, если женщины страшно боятся выйти на публику и связать два слова. И тут я пошел ва-банк. Я ещё раз вышел на сцену и рассказал, что несмотря на сценическую практику, вот уже более 20 лет для меня каждое выступление даётся непросто, и я ужасно переживаю и волнуюсь до. И произошло чудо! Женщины мне поверили и даже те, кто до сего момента скептически относились к моим потугам, увлеклись. А самый строгий мой критик сказала: “Вот теперь я вам поверила”. Из-за простого, но сложного приёма дальше все пошло как по маслу и блистательно закончилось.

Откровенность - лучший прием увлечения аудитории!

5. Кому нужна риторика, ораторское искусство, словом, умение выступать публично. Только ли избранным? Даешь уроки ораторского искусства с детского сада!

Существует ли человек на земле, которому ни разу в жизни не пригодилось бы искусство красноречия, выступления и/или умение убеждать. Думаю, что нет. Этот кошмар начинается с детского садика. Помню себя в зелёном колпаке и бабочке в белый горох, читающим стихотворение -ужасно невнятно. Потом в школе - ответы у доски - бубнёж себе под нос. Потом в музыкальной школе на отчетном концерте с балалайкой в руках или поющим в хоре. Ну в хоре-то полегче. Казалось, что тебя никто не слышит, и иногда я позволял себе такие фиоритуры. Ого-го!! Последний раз я выступал месяц назад, в июне 2018, в доме-музее Станиславского перед Анатолием Васильевым и его учениками с этюдом-монологом на диалог Платона "Ион". Выступил достойно. Мастер сказал: “Браво!”. Сейчас, конечно, полегче. Умею готовиться. Я думаю, если вы обратитесь к своей памяти, то обязательно найдете несколько случаев и, как правило, неудачных, когда вам приходилось где-либо говорить публично.

И так у каждого. Даже на необитаемом острове невозможно прожить без искусства убеждения. Хотите вы этого или нет, но вам придется общаться. Например, во время доения или выпаса коров. С собакой. Прочей живностью. Вы будете вынуждены с ними договариваться. А так как ни коровьего, ни собачьего языка вы не знаете, то придется общаться на человеческом, заставляя их повиноваться. Надеюсь этого достаточно для того, чтобы утверждать, что красноречие или умение убеждать необходимо каждому из живущих.

Странно и обидно, что начиная с детского сада взрослые говорят: "иди выступи", а как это правильно делать, не говорят, как будто бы это не искусство, а врожденное умение. Может не говорят, потому что сами не знают, как? Точно. Вот в чем оказывается корень проблемы. Мало кто знает, как это делается. Мало кто знает законы этого искусства. А я утверждаю, что они есть, и я утверждаю, что они вполне доступны для понимания и детей, и взрослых. Умение говорить публично очень слабо развито в моей стране. Умение высказываться, как я думаю, напрямую связано с уровнем жизни. Человек выступающий имеет критическое мышление, а значит, его будет возмущать грязь в подъезде, бычки мимо урны и кондиционеры на фасадах домов. Он не сможет смолчать, увидев скульптурные творения гения Церетели. Словом, чем больше ораторов, тем быстрее Россия преодолеет бедность, и новые майские указы Путина состоятся. Надо ли к этому стремиться? Безусловно да! Это школа ораторского искусства, друзья!

Забывайте о своих успехах сразу

Я рекомендую, и это проверено собственной практикой, тут же забывать о своих успехах. Проснулся утром и уже как будто бы не помнишь, что вчера выступал блистательно. В противном случае хитрый ленивый организм захочет повторить успех без подготовки. Аргумент всегда такой: я же тогда смог и имел успех. Я не буду готовиться, я просто повторю что было и снова буду иметь успех. В этом ловушка для неопытных ораторов. Повторить успех выступления возможно только если к предыдущему добавлено что-то новое. Новая мысль или новый прием. Мудрые люди говорят: спектакль никогда не стоит на месте, если ты не работаешь над ним, он проседает, а если работаешь, он растет. То же мы можем отнести к любой ораторской практике. Не бывает двух одинаковых выступлений. Люди в зале всегда различны, да даже если и одинаковы, то сегодня у каждого иное настроение, чем было в тот раз. Обстоятельства сегодняшнего выступления иные, нежели вчера. Мы имеем дело с тонкой материей взаимодействия человеческих душ, и такие нюансы надо учитывать. Так что не пытайтесь повторить успех. Пытайтесь добавить что-то новое в вашу блистательную прежнюю работу. Тогда удача вам улыбнется вновь. Я проверял.

6. Общение, выступление, переговоры, презентация - это одно или разное? Одинаковы ли приемы и средства? Школа ораторского мастерства - путь ритора!

Сначала найдем общее. Общение и выступление невозможно в одиночку. Не берём клинические случаи и разговоры с самим собой. Т.е. обязательно наличие партнёра или партнёров. Первое и второе невозможно без речей. Балет и пантомиму мы не рассматриваем, так как эти темы не являются предметом исследования. Общение и выступление невозможно без контроля восприятия партнера/ов. Иначе речь бессмысленна. Первое и второе невозможно без набора аргументов. В чем же тогда разница между выступлением и беседой? Ни в чем, кроме эмоциональной нагрузки. Хотя в моей практике были разговоры один на один гораздо более тяжелые, чем выступление перед сотнями людей. Например, некоторые беседы с женой в острые моменты взаимоотношений.

Вот вам кейс. Меня пригласила на переговоры компания Интер РАО. Им нужен был человек, который научил бы менеджеров среднего звена выступать. Обратились ко мне. Позвонили и очень деликатно пригласили на встречу. Перед самой встречей я подготовился: сделал речевые упражнения и придумал интересный и острый вариант вступления в диалог, который сработал отлично и вывел разговор на очень серьезный, доверительный уровень. Дальше был “моноспектакль” со мною в главной роли. Я должен был доказать свою проф. пригодность и заслужить уважение, завладев вниманием абсолютно. Пришлось пустить в ход весь арсенал от открытости до голосовых эффектов. Победил и получил контракт. Пришлось потратиться. Хотя,напротив меня за столом было всего три человека. Значит, законы публичного выступления мы можем с лёгкостью применять и в простом общении, и в сценическом, и разница лишь в расположении относительно объекта воздействия? Думаю, что так оно и есть. Школа ораторского мастерства для взрослых ждет вас!

Эмоциональность или сдержанность, кто победит? Победит сдержанная эмоциональность.

Темперамент - эмоциональность - харизма - есть у всех. Я это смело утверждаю. Просто у многих, да что у многих, у большинства, она спрятана или закрыта. Вижу свою задачу в расчистке завалов на пути к эмоциональности. Это не так просто, но возможно. В жизни точно победит открытость, в рамках приличия, конечно же!

7. О чем говорить. Кто имеет право выступать. Школа ораторского искусства для взрослых - путь к величию ритора!

Говорите только о том, что вы хорошо знаете. Прежде чем говорить о чем-либо, изучите предмет. Подлинно. Не поверхностно. Разумеется, это относится только к тем ораторам, кто уважает себя и аудиторию. И пожалуйста, будьте готовы к тому, что предмет, о котором вы знаете все, не так просто представить аудитории. Одно дело знания внутри вас, и совсем другое дело уметь эти знания передать не на уровне слов, а на уровне слов и образов в логической цепочке повествования. Мы пока затрагивали только содержание речей и ни словом не обмолвились о передатчике, не обижайтесь, но вы передатчик или психофизиологический аппарат. Если говорить о значимости, то содержание также зависит от аппарата, как аппарат от содержания. Они равноценны. Поэтому категорически запрещено заниматься чем-то одним. Например, только содержанием речи. Это глупость, ведущая к травме. Оратор это тот, кто во время подготовки к выступлению занимается содержанием речи, а также готовит свое тело и мозги.

Чувствую, что здесь требуется пояснение.

Аристотель: “Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается”. Это одна из немногих понятных цитат из книги “Риторика". Читать ее следует только для того, чтобы уяснить насколько умные люди могут быть далеки от понимания простыми смертными.

Мы начнем рассмотрение риторики с самого оратора и разделим его на три части: тело, мозги и речевой аппарат. Аристотель не смог, но мы сможем. Вы скажете, что речевой аппарат и есть тело и мозги, но я специально его выделяю. Для простоты понимания.

Итак, тело. Оно нас интересует потому как помимо голоса является выразителем наших мыслей. Мыслей явных и скрытых. Явные мысли это те, которые вы хотите высказать, а скрытые это те мысли, которые имеет ваше тело относительно готовности к выступлению. Я прихожу к выводу, что зажимы, возникающие в различных частях тела при публичной работе, это есть ответ тела. Оно как бы нам говорит: “Уходи! Ты не готов. Быстрее уходи со сцены. ”

А мы вместо того, чтобы послушаться мудрого собеседника, всячески пытаемся имитировать свободу, тем самым совершая насилие над телом, что конечно со временем приводит к травмам психологическим и полному отказу от сценической практики. Чувствую, что у вас в голове давно назрел вопрос: а как же сделать так, чтобы тело не мешало, а помогало в работе? Ответ есть: подчинением тела надо заниматься. Любая осознанная телесная практика - бокс, танцы(станок), гимнастика - все то, что познакомит вас с вашим же телом и научит им управлять осознанно и свободно. Тело надо освободить от мышечных зажимов и научиться им управлять в минуты высокой эмоциональной активности.

Теперь мы переходим к следующему разделу. У нас он называется мозги. В моем понимании это эмоциональная составляющая оратора. Надо ли говорить, что безэмоциональное выступление - это мертвое выступления. Если хотите выступать ярко, придется научиться быть эмоциональным. В рамках приличия, конечно же. Эмоциональность, помимо природной одаренности и открытости, прячется в словах и образах, которыми вы обмениваетесь с собеседником. Т.е. я утверждаю, что эмоциональность - не что-то статичное, неизменно, эмоциональность есть что-то подвижное и поддающееся развитию. Опять чувствую в вашем сердце зарождение вопроса: а как развивать эмоциональность? Ответ простой, но сложный. Читайте художественную литературу, обязательно представляя написанное образно, увлекайтесь искусством живописи, узнайте, кто такой Валерий Кошляков, например. Ходите в театр, не в антрепризу, а в приличный, смотрите все подряд спектакли, и на 10 раз вам посчастливится увидеть приличный. Изучайте кинематограф не по премия, а по велению души. Увидели взволновавший вас фильм, узнайте, кто режиссёр, и посмотрите все его работы. Откроете много нового. Я вас уверяю. Самое сложное в развитии эмоциональности это приучить себя к простоте и образности речи. Высказываться так, чтобы вас понимал не только академик, но и дворник. Главное - уметь рождать в голове образы на темы речей и передавать их. Как бы заниматься живописью. Облекать простые слова в образы понятные собеседнику. Это серьезная школа. Вы придете к этому не сразу. Но в этом навыке ключ к величию оратора.

Речевой аппарат. Он нами специально выделен в отдельный раздел. Упрощая, речевой аппарат - это дыхание, язык, нижняя челюсть, губы и мозги, что всем управляют. Т.е. речевой аппарат - это сочленение мышц и мозга. И то, и то развивается.

Практически в любом возрасте голос, что есть порождение мышц и мозговой активности, можно усовершенствовать, и только ленивый и недальновидный не занимается главным выразителем для оратора.

Аргументы доказывающие необходимость развития речевого аппарата: внешность и речь это первое, на что обращает внимание аудитория. Причем привлекательная внешность в диалоге или монологе всегда проиграет привлекательной речи. Привлекательное тело может убить непривлекательная речь и, наоборот, непривлекательную внешность грамотная речь может возвысить. Оратору не обязательно быть красавцем. Красавице же надо стремиться к красоте речей, иначе знакомство будет недолгим. Развитость речевого аппарата напрямую зависит от восприятия вашей речи. Чем он, аппарат, более развит, тем ниже тембр, а низкий тембр голоса всегда более привлекателен для слушателя, чем высокий. Поставленный голос при прочих равных всегда лучше неразвитого. Надо ли приводить аргументы ещё? Достаточно. Занимайтесь голосом господа! Школа ораторского мастерства Москва - для тех кто хочет совершенствоваться!

8. Слишком быстро говоришь? Как избавится от быстроты речи. Это проблема. Уроки ораторского искусства в Москве всё исправят!

Сначала немного теории. Как мы установили ранее, основная функция коммуникации - это возникновение веры, доверия между вами и собеседником/ми. Но до возникновения этой веры ваши партнёры должны просто понимать, что вы говорите. Целью любого диалога не может быть впихивание больших объемов информации в единицу времени. Она просто не усвоится. Да для этого и не надо встречаться - напишите письмо, приложите презентацию или запишите видео. Следовательно, цель - не объем, а понимание и принятие ваших слов, т.е. вера в то, что вы говорите. Это напрочь исключает быструю речь. Люди ее просто не воспринимают. Т.е,. слова понятны, но то, что стоит за словами, при ускоренной речи скрыто и от говорящего, и от слушающего. При быстрой речи не успевают рождаться образы, картинки в голове, как сказал бы Станиславский: кинолента видений. Это в свою очередь приводит к эмоциональной бедности речи. Так же при быстрой речи невозможен контроль собеседника, т.е. общение приобретает односторонний характер. А при подлинном взаимодействии это запрещено. Словом, быстроговорение несёт в себе обратную задачу. Не открыть, а скрыть суть речи. Причина быстроговорения это всегда неуверенность в себе. Желание побыстрее закончить и убежать. Побыстрее проговорить, чтобы не потерять мысль. Быстроговорение исправляется самоконтролем. Я научу вас говорить и одновременно слышать себя и наблюдать воспринимают ли ваши доводы окружающие. Это нетрудно. Я научу вас смотреть в глаза собеседнику/ам и объясню, почему этого не надо бояться. Обычный вопрос когда прошу смотреть собеседникам в глаза звучит так: " Ну это же может показаться неприличным, агрессивным поведением. Человек может испытывать неудобство, испугаться пристального взгляда." Да, отвечаю я. Но только в одном случае, если вы смотрите агрессивно. Ежели вы доброжелательны, а я рекомендую вам быть именно таким, человек не испытает дискомфорт. А вы приобретаете преимущество. Школа ораторского мастерства в Москве научит выступать каждого.

9. Стесняешься выступать? Краснеешь, задыхаешься, из-за волнения теряешь мысль? Уроки ораторского мастерства в Москве - спасение рядом!

Успокойся. Во-первых, это нормально. У неподготовленного тела иначе быть не может. Нет таких людей, кроме трупов, которые бы не волновались на публике. Вопрос в подготовке. Тело, мозги, речевой аппарат и содержание! Если эти элементы успеха не тренированы, не выходи на публику. Не травмируй себя. Лентяи говорят, что есть какие-то люди, которые могут выступать без подготовки. Это чушь собачья. На то они и лентяи, чтобы найти любой способ не работать над собой. Ещё раз: свободное от мышечных зажимов тело, мозги, т.е. умение одновременно следить за содержанием речи и реакцией аудитории, развитый речевой аппарат - правильное дыхание, дикция, свободная челюсть и корень языка плюс грамотное построение речи - вот элементы успешного выступления. Если вы это ещё не поняли, объясню на занятиях.

Я различаю два типа волнения.
1. Волнение негативное - всегда и всегда возникает из-за страха негативной оценки окружающих и/или самооценки хотя это одно и то же. Другого не существует.
2. Волнение позитивное - возникает от наполненности. От желания поделиться найденным. Поделиться открытием. От желания удивить и сразить. Это хорошее волнение. Его иногда называют вдохновением. Подлинное, профессиональное вдохновение возникает только в результате правильной подготовки тела и материала, т.е. содержания.

Вернёмся к негативному волнению. Его испытывал осознано или нет каждый из нас. Припомните. Как правило, оно возникает в начале выступления, и, как правило, оратор сразу же попадает в ловушку, пытаясь сделать вид, что он спокоен. Имитирует спокойствие. За счет напряжения мышц пытается снять взволнованность. Я не рекомендую этим заниматься. Волнение при этом никуда не уйдет, а со стороны это выглядит очень смешно. Потому, что тело начинает вести себя непредсказуемо. А выступающий поймет это только просматривая видео после сценической практики. Единственный возможный прием при атаке негативного волнения - это сознательная пауза, во время которой вы путем концентрации на любом объекте приводите себя в порядок. Приведу пример. Меня пригласили выступить на конференции в Интер РАО. Это крупная компания. Для меня это было важно, потому что до этого я индивидуально занимался с сотрудниками этой компании и рассчитывал на продолжение работы. На новые контракты. Потом, это отличная проверка своих знаний и умений. У меня всегда в голове вопрос: Мартынычев, вот ты преподаешь ораторское мастерство, а каков ты сам как оратор. Ты профессионал? Умеешь держать аудиторию или ты теоретик проклятый? А ещё в зале было несколько моих учеников и я не мог шлепнуться. Было бы очень стыдно. Словом, ответственность была серьезной. Я выступал последним, и меня анонсировали как яркое завершение конференции. Вишенка на торте. Как они догадались? Во мне 85 килограмм. Так вот, конечно я ужасно нервничал. Переживал. Я ждал своего выхода в зале и очень хорошо помню как волнение нарастало. Ноги не могли успокоиться, все время норовили убежать, руки выделывали такие кренделя, что я специально сел с краю, дабы не привлекать к себе внимания. И вот меня объявляют. Мартынычев Юрий - тренер ораторского мастерства. Почему тренер? Я вышел и чтобы волнение ушло я применил очень простой приём. Я поздоровался и сразу объявил что ужасно волнуюсь, потому что очень хочу чтобы наша встреча получилась. Откровенно поделился с аудиторией. После этого подошел к столу, выпил воды и продолжил работу. Снял волнение. Да, забыл сказать, в горле у меня пересохло так, что стало трудно говорить. Попил водички и полностью восстановился. Этот простой откровенный приём, позволил мне: успокоиться, собраться, получить сочувствие людей, потому что волнение перед выступлением это то, что понятно каждому с 4 лет, нащупать доверие, потому что я был предельно искренен, и ни в коем случае не понести репутационных потерь, так как дальше следовало блистательное выступление, закончившееся аплодисментами. Прием дарю! Уроки ораторского мастерства для взрослых в Москве - раскрепостят любого

10. Как читать партнера/ов. Как чувствовать дыхание зала во время выступления. И зачем это надо. Школа ораторского мастерства для взрослых не даёт ответа

Черт его знает, как. Не знаю, как объяснить. Знаю одно: я это умею делать. Я вижу, когда партнёр меня слушает, а когда смотрит в сторону. Я вижу, увлечен зритель тем, что я говорю, или нет. Я чувствую, что овладел вниманием зала, и наслаждаюсь этим. Это правда очень приятные моменты. Также я вижу, что часть зрителей не заинтересована, и мне надо сделать усилия, чтобы их увлечь. Я понимаю по человеку, что он, говоря со мной, находится не здесь. Я вижу и слышу, когда человек начинает нервничать. Я понимаю, когда сделать паузу, чтобы еще больше заинтересовать собеседника или зрителя, но как это делается, пока объяснить не могу. Знаю, что это есть, знаю, что это работает. А объяснить не могу. Уж простите.

Помню вот какой эпизод: в юности я играл в любительском подмосковном театре Папирус. Мне посчастливилось сыграть главную роль, роль Чацкого, в спектакле "Горе от ума". Там огромные монологи главного героя. И один раз во время спектакля я решил прочесть часть монолога в глаза одному из зрителей. Эта картинка врезалась в мою память, потому что зрительница отвела глаза. Она мне не поверила. Видимо, ей было неловко смотреть на то, как актёр произносит те слова, в которые не верит. Я это запомнил на всю жизнь. Я-то думал, когда делал это, что моей игрой будут любоваться. Нет. С того момента для меня открылось, что есть какая-то другая игра и, видимо, я делаю что-то не так. Ну а потом я блистательно поступил в ГИТИС, где со временем мне все объяснили. Это я к тому, что не только мы читаем зрителя, но и зритель не всегда осознанно читает нас. И если человек на сцене фальшив, как я был фальшив, он инстинктивно отключается. И наоборот. Курсы ораторского искусства в Москве, возможно, лучшее место для самоанализа.

11. Когда много говоришь, сильно устает голос? Скорее всего это проблема дыхания и корня языка. Курсы риторики для взрослых помогут классно зазвучать!

Как дурно, что в школе нас этому не учили. Считаю, что ораторское искусство и техника речи должны стать обязательными дисциплинами. Я бы по ним и ЕГЭ ввел. Так меня раздражает отсутствие красноречия в моей стране! К делу. Как правило, у 90% людей, что приходят ко мне, зажат корень языка. Т.е. во время говорения он вместо того, чтобы опускаться, давая проход голосу, из-за зажима поднимается и тем самым блокирует его. Понять, есть ли у вас с этим проблемы, очень легко. Подойдите к зеркалу, откройте рот и произнесите звук ааааа. Если корень языка опускается, образуя отверстие, все классно, если нет, вот упражнения для работы с корнем языка.

Также не исключено, что у вас сильно зажата челюсть, как правило, язык и челюсть зажимаются вместе. Это значит, что вы не открываете рот во время говорения. А если у вас заблокированы корень языка и челюсть, то скорее всего есть сильный зажим в шее. Так называемый затылочный зажим. При всех этих недугах рекомендую делать дыхательные упражнения, вот здесь они. Снимите зажим с шеи и усилите голос. А также упражнения с пробкой для разблокирования челюсти. И если вы супергерой, как Путин, то вот вам ссылка на массаж языка, это лучший инструмент для борьбы с зажатым корнем языка. Проверено лично: первые проблемы с голосом у меня возникли на втором курсе ГИТИСа, когда я репетировал роль предводителя хора в пьесе Эсхила Агамемнон. Сразу два педагога мне сделали замечание. Один сказал, что я говорю зажатым высоким голосом как девочка, а второй сказал, что рот у меня не развязан. Я их услышал и стал заниматься дополнительно. Дело в том, что в институте сценическая речь у меня и так была. Два раза в неделю по 1,5 часа. Как оказалось, этого было недостаточно. Чтобы перестать разговаривать высоким голосом, я занимался дыханием и пробкой, но самым эффективным упражнением, которое дало сразу фантастический эффект, был массаж языка.

Помню, когда возникали паузы в репетициях и все шли курить на лестницу, я сидел и плакал. Сидел, массировал корень языка и плакал. Не потому, что мне хотелось курить. Я бросил это дело в 12 лет. И не от одиночества, конечно. А потому что массаж языка чертовски болезненная вещь. И чем больше он зажат, тем болезненней. У меня был зажат сильно. Но плакал я недолго. Месяца два. Через восемь недель массажа проблема разрешилась, и старейший педагог кафедры Людмила Николаевна Домрачева произнесла как-то на репетиции: “А Мартынычев-то рот себе развязал. Берите пример.” И произнесла свою бессмертную финальную фразу: “всё, я кончила!” Чего я искренне желаю и вам, дорогие мои ораторы! Ну, в смысле развязать рот. Да, тренинги риторики - это непросто.

12. Берет мандраж от мысли, что придется делать презентацию? На тебя будут смотреть не только коллеги, но и начальство. Педагог по риторике делится опытом!

Плевать на мандраж и начальство, если ты подготовлен. Это настолько очевидно, что как- то неловко об этом писать. Вот видео о том, как сделать свой голос более уверенным и сильным, а вот здесь видео с практическими советами о том, как готовиться и вести себя во время выступления! Если самому лениво заниматься, приходи ко мне на групповые или индивидуальные занятия. Буду заставлять работать над собой. Ну и показывать, как надо. Жду! Ваш тренер ораторского мастерства Мартынычев Юрий.

13.Слабый голос, не знаешь, как исправить? Курсы риторики для взрослых Москва - путь к сильному голосу!

Только не ври себе. Определись, хочешь или нет. Если да, то придется попотеть. Это не просто. Занятия голосом легко сравнить с занятиями в тренажёрном зале. Есть упражнения, и их надо делать. Чем больше вы занимаетесь, тем быстрее результат. Плюс в том, что после речевых тренингов ничего не болит, в отличие от тренажёрного зала. Здесь я специально для вас записал видео с полным комплексом для постановки голоса. Смотри и делай, а то так и проживёшь жизнь, ни разу не насладившись звучанием своего голоса! Ваш педагог по ораторскому искусству Мартынычев Юрий.

14. Живое и мертвое выступление! Не преврати себя в робота. Курсы риторики за органические выступления!

Во-первых, текст любого выступления должен быть сочинен вами. Лично. Не помощниками, не коллегами, ни черт знает кем другим, а только вами. Это не обсуждается. Сочинен, но не выучен. Ни в коем случае. Хотя тут я лукавлю. Поймал себя. Бывают такие моменты, например, первое выступление или первое и очень важное выступление, когда текст можно выучить. Это будет не профессионально, но зато надёжно. В остальных случаях категорически не рекомендую. При заучивании, так уж природа распорядилась, мы запоминаем не только слова, но и интонацию. Вы спросите, а что же тут плохого? Ужасно то, что выученная интонация закрепляется навечно. Ее невозможно уже изменить. Слова становятся мертвыми и вы их всегда теперь будете произносить одинаково. Может быть обращали внимание, как мы с детского сада, а потом и в школе, одинаково читали на память стихи. К сожалению, нас не учили читать правильно, с предварительным разбором содержания, хотя я сейчас подумал, может быть вообще не стоит заставлять бедных детей учить поэзию. Надо просить их готовить пересказ своими словами, может быть тогда есть шанс уйти от шаблона к индивидуальности. Но это не простой вопрос. Так вот. Как же, не уча текст, быть свободным в речах? Тут все просто. Текст выступления разбивается на части, например: Вступление - тут я говорю о том-то и о том-то. Выявляю проблему. А затем решаю ее: Часть первая, тезис такой-то. Защита тезиса. Часть вторая, тезис такой-то. Защита тезиса. Заключение. Слова такие-то. То есть я себе создал структуру, в которой я могу свободно плавать. Свободно импровизировать. На деле запомнить надо только композицию выступления: начало, проблема, тезисы, решающие проблему, заключение. А дальше плыви легко. Ну это я так говорю, легко. Конечно за этим должна стоять серьезная подготовленность. Я когда готовлюсь к выступлению, сначала все пишу от руки. Всю речь. На первых порах она может быть хаотичной, обрывистой, неполной, недоработанной, какой угодно. Набросав, я начинаю редактировать. Вносить новые мысли, менять композиционную структуру, много раз меняю задачи, комбинирую, одним словом. Так со временем ко мне приходит понимание того, с какого хода лучше начать, как сразу заманить, увлечь, как двигаться дальше и, конечно же, чем закончить. А дальше я начинаю репетировать. Обычно я приезжаю в студию, когда никого нет, захожу в зал, брожу, рассказываю сам себе, стараюсь запомнить порядок тезисов. Это важно. Нахожу новые ходы. Проигрываю. Стараюсь меньше смотреть на себя в зеркало, чтобы не запоминать штампы. Словом, работаю. Проверяю. Если нет возможности приехать в студию, проигрываю выступление у себя в голове, мысленно представляя, где и как я буду работать. Прошу обратить внимание, текст я не учу, а стараюсь каждый раз рождать новый. Несколько иначе. Только тогда в моменте выступления я буду живым и буду иметь успех. Какие-то фразы, удачные обороты можно закреплять, но не весь текст. Хочу дать еще один совет. Он классно работает. Чтобы хорошо закрепить структуру речи в сознании, рекомендую проходить выступление перед сном. Проигрывать в голове. Подробно, пошагово, представляя себя в зале или в кабинете, где это будет. Не торопясь. Точно. Возвращаясь и останавливаясь, если необходимо. Это классный прием. Он очень помогает уложить в голову порядок тезисов и подготовиться к взаимодействию со зрителем/начальником и проч. Как говорил Всеволод Мейерхольд: "Делать спектакли очень легко - начало, конец и две три кульминации в середине." И это абсолютная истина относится и к нашему делу. Удачи. Ваш тренер ораторского искусства Мартынычев Юрий.

15. Как говорить уверенно? Можно ли уверенно врать? Можно ли казаться уверенным, но не быть таковым? Отвечает тренер риторики и приводит пример

Сразу отвечу на второй вопрос. Можно ли уверенно врать? Он изящен. Можно, но я этому учить не буду. Ответ на третий вопрос. Можно ли казаться уверенным? Можно, но недолго и разоблачение хуже, чем первоначальное обманчивое впечатление. Вам перестанут доверять. Если вы стратег, казаться уверенным запрещено. Надо быть. И вот теперь: как говорить уверенно. Говорить уверенно можно только то, что вы знаете. Не верите мне, тогда перечтите диалог Платона "Фёдр" вторую часть, то место, где Сократ размышляет об искусстве красноречия. Если вы не владеете темой, говорить уверенно не получится. Тело и сознание невозможно обмануть. Они будет вас блокировать. Если тема речи глубинно не изучена, а сама речь не простроена, не жди успеха. А дальше техника. Как правильно дышать. Работает язык или нет. Рот открывается или нет. Тело свободное или зажатое. Смотрите вы в глаза собеседнику или вам на него наплевать. Следите за восприятием аудитории или нет.

Всё, что касается техники речи смотрим здесь.
Всё, что касается секретов успешных выступлений смотрим здесь.
Удачи.

Хорошо выступать это не просто. Нужно много учиться! Это все прекрасные слова, а теперь скажи пожалуйста, Мартынычев, а как же быть или стать уверенным? А? Сложный вопрос. Сложный ответ: я могу говорить только про себя. Давать только те рекомендации, которые проверены лично. Так вот, стройте свою жизнь так, чтобы было не стыдно завтра умереть. Будьте последовательны. Занимайтесь своим делом. Будьте с теми, кто вам интересен. Это и есть быть уверенным. Говорите только то, что вам хорошо известно, а если что-то неизвестно, не стесняйтесь говорить: я этого не знаю. Проверьте, проанализируйте то, чем вы занимаетесь, это ли дело вашей жизни? Вы на своем месте или это не ваше занятие, и вы терпите?

Конечно я все время размышляю о подлинной уверенности. Мнимая меня не интересует. Подлинная уверенность возможна только у человека критического взгляда, и эта критичность должна быть направлена в первую очередь на себя. Знай свои недостатки и пытайся их исправить. Конечно критический взгляд на вещи усложняет жизнь. Но это путь лидера. Путь борца. Смягчай этот путь самоиронией. Всем нравится самоирония. Зритель в восторге и преисполнен уважением, когда оратор иронизирует над собой. Шути элегантно и остроумно. Для этого слушай и смотри мудрецов: Радзинского и Жванецкого, Бродского, Доренко. Читай мудрецов: Чехова, Платона, Гоголя, Булгакова, Ерофеева В.В. Последнего учи наизусть. Говори людям правду, ту, что можешь себе позволить. Открывайся людям. Не таись. Ты же оратор. Только открытость покорит массы. Ваш педагог ораторского мастерства Мартынычев Юрий.

16. Как держаться естественно на сцене. Школа ораторского искусства для взрослых в Москве - лучшее место для раскрепощения!

Со всех углов я слышу: держитесь естественно, держитесь раскованно! Хорошо, хорошо! А что значит естественно, и как я могу понять, раскован ли я. Это вопрос. Речь идет о зажимах или скованности телесной и эмоциональной. И то, и то не решается путем команд: все, теперь я раскован! Все, теперь я раскрепощен! Будь органичен! Это ерунда. Я работаю с телесными и эмоциональными зажимами, применяя набор различных физических упражнений и психологических ходов. Вот, например, одно из упражнений.

С эмоциональными зажимами, которые мешают человеку открыться, я работаю путем постановки верных целей и поиска психофизических травм. Этого не надо бояться, они есть у всех. Их надо найти и проанализировать. Тогда будет легче выступать и договариваться. Это так. Проверил на себе. Естественность и органичность - это свобода. За телесную и эмоциональную свободу надо бороться. Причина закрытости, или замкнутости, или мышечной несвободы всегда одна - психологическая травма или ряд травм. Надеюсь, вы не падаете в обморок, услышав слово травма. Приведу один конкретный пример из практики. Он разъяснит многое. Ко мне пришла молодая девушка на индивидуальное занятия. Как всегда, перед тем, как начать, я спросил, что привело вас ко мне. Она рассказала, что ее работа состоит в том, чтобы приезжать в московские поликлиники, встречаться с главврачами и предлагать им мед. препараты крупной фармацевтической компании. Она была представителем этой компании. Ок, сказал я. А в чем проблема, чем я могу помочь? Она ответила, что когда один на один, ей достаточно легко общаться, а вот когда в кабинете больше одного человека и кто-то наблюдает со стороны за тем, как она предлагает препараты, то тут она впадает в ступор, начинает сильно нервничать, тут же теряет мысль и не знает, что делать. Работа заканчивается. Провал. Для меня подобная реакция организма была загадкой. Но если есть загадка, значит есть разгадка. Мы стали заниматься: раскрепощение, техника речи. На следующее занятие, как-то так получилось, не помню почему, я попросил взять ее рабочий текст и прочесть по бумажке. Странно, но это ей очень тяжело далось. Мы сидели. Она сказала, что когда читает - опять провал. Волнение, ступор, сердцебиение, черная дыра в голове. Словом, очень-очень трудно.

Я спросил, а что конкретно происходит, в каком смысле ступор, что это?
Она ответила: как будто бы какое то затемнение в глазах, черная пелена или чёрное полотно. Затемнение и растерянность. Как стена. Словом, ничего не понятно.
Я высказал гипотезу, что черной стены быть не может. Обязательно должен быть какой-нибудь образ. Может быть, нечеткий. Может быть, фрагментарный, но должно быть что-то. Я не был уверен, просто предположил и попросил вглядеться в эту черноту. А что если я прав?
Она сосредоточилась. И вдруг: “А, нет, что-то видно”.
Я. А что видно? Присмотритесь пожалуйста. Она. Вижу белый потолок, не белый, а такой сероватый. На нем такие советские светильники дневного света.
Я. А что это за место, это комната?
Она. Не знаю, но там кто-то есть. Люди.
Я. А что они делают, вы лица видите?
Она. Нет. Лиц нет. Лица как черные пятна. Я смотрю поверх голов. Они сидят. Это класс! В школе! Класс в моей школе!
Я. Вы у доски?
Она. Да, это в классе, я стою у доски и смотрю вперёд.
Я. А может всё-таки лица видны, присмотритесь, пожалуйста. Кто сидит на первой парте?
Она. Нет не вижу. Не могу разглядеть.
Я. Больше в классе никого нет?
Она. Нет. Больше никого не вижу.
Я. Не может быть. Присмотритесь пожалуйста. Точно?
Она. Какой-то уголок вижу. Справа. Темный.
Я. Какой уголок?
Она. Сейчас.....Это прическа. Справа кто-то есть.
Я. Кто?
Она. Это Галина Ивановна, педагог по русскому и литературе. Это ее голова. Прическа. Это на уроке литературы. Я отвечаю у доски. Я читаю стихотворение и очень волнуюсь. Она была очень строгая. Пожилая. Ее все боялись. У неё муж служил в Германии и она всегда одевалась лучше всех в школе. Очень строгая была. Если ты забываешь стихотворение, очень сильно кричала. Унижала детей. У нее все сидели смирно. А я постоянно у доски терялась и забывала все. Руки сильно потели. Галина Ивановна ужасно ругалась. Мне иногда казалось, что она может даже ударить.

Вот оказывается, что. Вот и причина. А теперь мы работаем и разбираем следствие того случая/ев. После того, как мы нашли Галину Ивановну и обсудили этого удивительно прекрасного человека и педагога, Оля, имя изменено, сходу прочла текст с листа и в дальнейшем испытывала гораздо меньше проблем в практике. С тех пор у меня в работе появилось устойчивое выражение: надо каждому найти своего Галюсика! А для этого нужно либо самостоятельно, что вряд ли, либо с моей помощью разобраться в своих обстоятельствах, придя к нам в школу ораторского искусства в Москве.

Каждое выступление это бой. Готовьтесь к бою. Бой с подвохом: побеждают двое, а вот проигрывает всегда один. Это вы. Только немудрый пускает дело на самотёк. Не прокатит в этот раз. Есть такое выражение: сцена мстит. Вы шлепнетесь именно в том пункте, который недоработали. Только вы шлепнитесь публично. Не дома, а прилюдно. Это может надолго вывести из строя. Это как нокаут для боксера. Можно не оправится. Хотя с другой точки зрения, может быть прокол поможет осознать всю прелесть грамотной подготовки. И громко провалившись раз, вы уже больше никогда не допустите себе выходить неподготовленным.

17. Оратор, Ритор - высшее проявление человеческой деятельности. Размышления тренера ораторского мастерства для взрослых

Риторика есть высшее проявление человеческой деятельности, утверждаю я. Раньше считал иначе. Когда я учился в аспирантуре ГИТИСа, у меня была работа в рамках курса философии: "Прекрасное или Идеал". По Гегелю. Что есть идеал в искусстве. Что есть образец. Что есть камертон прекрасного. Что совершенно? Так вот. Господин Гегель считал, что отталкиваться надо от античной статуи. Античная скульптура совершенна. Она идеал. Она образец. Она есть адекватное воплощение содержания, выраженное в чувственной форме. Я считал иначе. Был не согласен с Гегелем и до некоторой степени, произвел маленький фурор. Так вот, я высказал гипотезу, что античная статуя, будучи неодушевленной, не может считаться полноценным выражением божественного содержания, воплощенного в чувственной форме. Словом, не хиляет статуя. Мрамор. Бронза. Это все мертвые, статичные вещи. А хиляет вот кто: артист, владеющей своим телом и исполнительской техникой! Статуя хоть и прекрасна, но мертва, а артист живой. Конечно же он и есть прекрасное или идеал. Образец. Начало начал. Эквивалент. Камертон. Бог. Идол и пример. Так раньше думал я. Сейчас же я изменил свое мнение, не изменив направление поиска. Я скорректировал идеал. Теперь прекрасен для меня не артист, а оратор. Т.к. артист прячется за чужой текст. Именно поэтому, как правило, умных и воспитанных людей, получивших прекрасное домашнее образование, говорящих на нескольких языках (знать и королей) в театре играют люди, порой не умеющие грамотно построить фразу. Артисту можно спрятаться за текст гениального Шекспира, например, будучи никем. Оратору же это невозможно. Оратор должен текст писать самостоятельно. Я не рассматриваю протокольные мероприятия. Понятно, что у Путина после встречи с Трампон не было на это времени, надо было идти на пресс-конференцию и текст писали помощники. Хотя в отличие от Трампа, Путин приводил конкретные примеры. Разбивал мертвый протокольный текст реальными примерами, и это оживляло выступление. Единственное замечание у меня к путинскому педагогу по речи, если таковой имеется. Пожалуйста, обратите внимание на технику. Дело в том, что когда В.В. волнуется, это сильно заметно в его речи. Начинает проглатывать окончания слов и говорить в себя, без посыла. Первый раз я это заметил, когда была шумиха в Кондапоге, а вчера во время встречи с Трампон в Хельсинки эта проблема выявилась ну уж очень выпукло. Надо сделать впукло. Это нетрудно исправить. Вернёмся к оратору как идеалу. Слишком многими знаниями и умениями надо обладать, чтобы сначала сконструировать речь, а потом увлекательно ее преподнести. Надеюсь, вы согласитесь, что знания без умения их грамотно представить не так дорого стоят. А речи без знаний мы, как правило, называем пустой болтовней. И только совмещение одного с другим рождает оратора. Надеюсь, теперь моя позиция доказана и понятна. Вперёд, разрушим вместе косноязычие на Руси! Жду на занятиях в студии. Ваш Мартынычев Юрий, тренер риторики Москва.

18. Почему парадокс

Парадокс для меня заключается в том, что авторы, размышляющие об ораторском искусстве с античности до наших дней, то ли умышленно, то ли от незнания никак не могут скрестить риторику с актерским мастерством. А между тем, как я полагаю, только этот синтез может открыть законы не только построения речей, но и реализацию их на публике. В актерское мастерство я включаю и сценическую речь, и искренне недоумеваю, почему происходит это нелепое разделение одного на два. Актерское мастерство не может и не должно отделяться от сценической речи и наоборот. Иначе получается, что педагоги, преподающие речь, не владеют актерским мастерством, а педагоги, преподающие мастерство, не владеют речью. Это тоже парадокс. Видимо, пришло время соединить все эти дисциплины и заявить об ораторском искусстве как о высшем проявлении человеческой деятельности!

Записаться на пробное занятие