Куда смотреть во время выступления

Смотреть в глаза!!
Сразу отвечаю на следующий вопрос: «Смотреть каждому в глаза?». Нет. Если каждому зрителю заглядывать в глаза, то зрители поймут, что с Вас пора требовать справку, здоровы Вы или нет. Каждому не надо – смотрите по объектам.
Вначале посмотрел на человека, что справа. Какое-то время, секунд 15. Нужно выбрать конкретного человека и смотреть ему в глаза, если они видны. Затем налево посмотрел 30 секунд, мысль сказал и посмотрел по центру на кого-то. Затем поменял. И будет возникать ощущение, что ты работаешь со всем залом.

Если же ситуация такова, что зрителей не видно – работайте по центру поверх голов. Найдите мысленно точку на расстоянии примерно 1 метр от голов зрителей. Причем работать точно в цель, точно в эту точку, ни в коем случае не отстраиваясь.
Отстраиваться – значит, смотреть по сторонам. Это очень плохо, это - пагубно. Это Вы мне, зрителю как бы сообщаете, что Вам на меня наплевать. Вы должны захватить аудиторию и постоянно держать зал! Вот тогда успех. А если Вы зал не держите, тогда зачем выходить? Чтобы бла-бла-бла? Проквакать? Ну, можно записать на диктофон и включить запись. Или видеозапись можно пустить. Живой человек, выходящий на сцену, должен взять аудиторию, иначе неуспех или провал.

А с точки зрения стеснения, закомплексованности?

Это очень важный вопрос. Никогда боязнь публичного выступления не исчезнет. И, слава Богу. Потому что это есть стимул к самосовершенствованию! К подготовке! Если бы была такая таблетка или набор упражнений, который помогал бы избавиться от этого страха, я бы протестовал. Исчезает стимул стараться, быть лучшим!

Это случайно не перфекционизм? Достичь совершенства невозможно, и все время себя за это ругать?

Перфекционизм, и слава Богу. Просто важно не забывать отслеживать промежуточный этап. Например, сегодня я 15 минут держала зал. Но я же не стою на месте. А завтра я держу аудиторию 30 минут. А послезавтра я держу аудиторию 130 минут и 5 удачных шуток. Понимаете? И с помощью этого страха я себя совершенствую.
А если бы не было страха, то Вам было бы пофиг на них. А им пофиг на вас. И где взаимодействие? Вы им не нужны и они вам не нужны!

А что страшнее: когда видны глаза зрителей и их взгляды или когда их не видно?

А неважно. Есть такой термин «дыхание зала». И оно всегда чувствуется, видно его или не видно. Определенная плотная атмосфера, когда все увлечены, тишина. Или, наоборот, роняются номерки, программки, блокноты, когда зрителю неинтересно. И какая разница – Вы видите, что он уткнулся в мобильный, если его видно, или Вы чувствуете, что пошел какой-то шорох, кто-то начал разговаривать? Это без разницы, Вы одинаково чувствуете провал.

Как говорить во время выступления