Структура вне пространства и времени.

Есть две особенности Удивительной театральной студии: во-первых, четкая структура занятия. Все рассчитано до минуты.

Вторая особенность обоснованно вытекает из первой: нет понятий «начало обучения», «открыт набор в группу», не назначается дата набора слушателей и дата выпуска, окончания обучения.

В тексте я подробно раскрою эти мысли, а также еще предложу улучшения, которые могут быть полезными и сделать занятия еще более эффективными.

Структура

Группа занимается два раза в неделю. Каждое занятие длится ровно два часа.

Причем, один день в неделю занятие ведет один преподаватель – руководитель студии Юрий Борисович Мартынычев, а в другой день преподавателя два: первый час это Валентин Васильевич Тепляков, профессор ГИТИСа, второй час – Юрий Борисович. 

Пятничный беспредел

Я назвала так это занятие совсем не потому, что оно проходило в моей группе по пятницам. На этом занятии прекрасно можно было скинуть напряжение, скапливающее от работы , быта и всяческой рутины, которая есть в жизни каждого человека. Для этой цели многие люди в пятничный вечер ходят на какие-нибудь мероприятия: в фитнес-клуб, в ночной клуб, к девушке/молодому человеку в гости, в салон красоты, побухать в хорошей компании, отвлечься в театр или кино и т.д. Предлагаю не продолжить, а начать этот список с Удивительной театральной студии: во-первых, дешевле всего перечисленного, во-вторых, более полезно для здоровья, а, в третьих, просто-напросто более эффективно – оттягивает намного круче, чем всякие там хвойные ванны или пиво. Проверяла личноJ

Эмоции средствами пластики (первая часть занятия)

проходит так: сначала, стоя в круге, участники  выполняют упражнения на дикцию. Это развитие звуковых резонаторов (Вы знаете, что в нашем теле есть резонаторы?), скороговорки («Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа, губа тупа»), групповые упражнения. Затем все садятся в одной части зала, как зрители, во главе восседает профессор Валентин Васильевич Тепляков за столом со стаканом воды и списком желающих выступить. Участники начинают по очереди выступать.

Здесь можно показывать три типа выступлений: животное, предмет или отрывок из любимого произведения. Причем первые два варианта показываются молча, исключительно пантомимой. Впрочем, нет, неправда, можно издавать какие-нибудь звуки. Но нечеловеческие.

Вначале мне было совершенно непонятно, как можно показать предмет. Если с животным более-менее идея ясна, то с предметом совершенно неочевидна. Возьмем, к примеру, фонарный столб. Что же - надо просто встать и стоять 2 минуты? И в чем прикол?

Чуть позже я узнала принцип: все дело в том, что предмет должен испытывать эмоции! Тут нужно придумать целую историю. Например, столб видит прохожих, и кто-то из них ему нравится, а кто-то нет. Он показывает свое ОТНОШЕНИЕ. И тогда становится уже интересно зрителям.

Сценки, которые разыгрывают люди - очень забавны, своеобразны, вызывают бурю смеха и увлекают. Ведь все люди разные и придумывают очень неожиданные сцены. Сама я придумала показывать светофор – тот, который для пешеходов, в виде человечка. Светофор приглашал нерешительных пешеходов, а, на машины, которые пыталась проехать на красный свет, ругался. Зрители смеялись.

После выступления Валентин Васильевич выдает рекомендации. Он критикует и советует, как улучшить свое выступление. В первый раз выходить все боятся. А если бы не боялись, то что бы они здесь делали? Постепенно, занятие за занятием, люди преодолевают себя.

Выступать каждый раз необязательно. И все равно получаешь удовольствие – это настоящее шоу животных, предметов и отрывков! Показывают такое…этого никогда не увидишь по телевизору, заряд положительных эмоций гарантирован.

 У нас в группе получилось так: сначала многие боялись выступать и ждали лучшего момента, уступали старичкам, а потом желающих было так много, что можно было и не успеть выступить за занятие.

Речевая и абсурдно-идиотическая вторая часть занятия

проводится Юрием Борисовичем (далее по тексту- ЮБ). Все снова встают в круг, делают дыхательную гимнастику по Стрельниковой, упражнения на дикцию – с пробкой и без, упражнения с партнером.

Мне очень нравилось упражнение «Стрельба в партнера». Ведущий выбирает партнера и, указывая на него, громко и резко произносит какое-нибудь сложное для выговаривания слово, которое задает преподаватель - «Ротодендрон», например. Тот, в кого «стреляли», становится ведущим и выбирает себе «жертву» для выстрела. Суть этого упражнения - точно обратиться, направить свое слово именно партнеру, чтобы он понял, что ты обращаешься к нему. Потом это умение вспоминается при показе отрывка. Выбираешь себе зрителя и «стреляешь» в него, только уже не «ротодендроном», а словами произведения. Это хорошо удерживает внимание.

Затем выполняются групповые упражнения, например, нужно в командах разыграть «Китайский Новый Год» или «Три Богатыря», либо все одновременно показывают какой-нибудь полнейший бред (придуманный воспаленной психикой ЮБ): обезьян, сад скульптур или передачу «Пусть говорят». Соображать нужно быстро, времени на подготовку либо нет, либо почти нет.

Несмотря на всеобщее веселье и желание продолжать еще и еще и еще, состояние блаженства и коллективной эйфории (наверное, как в секте, хотя я в этом не специалист) –несмотря на все это, занятие заканчивается вовремя. У меня есть подозрение, что ЮБ отрепетировал свои занятия. Хотя это кажется несколько странным, что такой профессионал может что-то репетировать. Но логика здесь скорее другая: репетировал и стал профессионалом. Мы Вас раскусили, Юрий Борисович J

Другое занятие, которое полностью ведет ЮБ, лично мне нравится больше. Если первое занятие напоминает кружок самодеятельности в пионерлагере, то второе уже больше похоже на именно студию взрослых людей. К тому же там дают вкусный чайJ Тем не менее, пятнично-беспредельное я считаю также очень важным и гармонично сочетающимся со вторым.

Чайно-чабрецовое занятие

Первая, фантазийная часть занятия

проходит в холодное время в маленькой комнате, а в теплое время на террасе. Участники сидят вокруг стола, на котором стоят чашки для настоящего культурного пития чая, маленькие стеклянные стаканы. Заваривается всегда чай трех видов:  зеленый, черный и черный с чабрецом.

Именно сюда опаздывать нежелательно. Некоторые исторические опоздания навсегда запечатлены в памяти несчастных юных особ, а также на сайте в страшных отзывах, отпугивающих непосвященных. Я и сама засомневалась в правильности желания заниматься в студии, когда прочитала подобный отзыв. Хорошо, что на тот момент он был только один!  

А все дело в том, что по правилам студии опоздавший показывает животное. Представьте, куча народу сидит полукругом за столом. Вы опоздали, входите, естественно, все внимание толпы обращено к Вам, во главе толпы Юрий Борисович встречает озабоченным взглядом и строгим тоном констатирует: «Вы опоздали. Я в чем-то перед Вами провинился?»

Некоторое время человек тихо офигевает и пытается восстановить необратимые разрушения своего мозга от странной встречи.
Ну, как же, должны погладить по головке, улыбнуться по-американски, попытаться понравиться, очаровать, чтобы что-то впарить – ведь услуга - платная. Мы почти не замечаем, как превращаемся в глупых роботов, которых хочет сделать из нас маркетинг -  стереотипы уже прочно впиваются в мозг. Не улыбаются – значит, плохо «обслуживают», в хорошем месте должен быть радушный прием и точка. А разве не важно, что за этой совершенно неискренней улыбкой внутри может быть отвращение, отношение как к вещи, которая нужна только для стрижки бабла? Не лучше ли чтобы встречали серьезно, с позиции некоторого недоверия, которая совершенно естественна и адекватна для незнакомых взрослых людей?

Итак, опоздавший человек пытается ответить на провокационные вопросы, теряясь как от самих вопросов, так и от всеобщего внимания, а затем он еще и должен показать какое-нибудь животное (любое) в течение 2-х минут. Наблюдать за ломками несчастного новичка, с одной стороны смешно, с другой стороны, жалко. Ведь на его месте может оказаться любой.

Вначале я действительно верила, что ЮБ относится к опозданиям столь трепетно. Надо сказать, что хоть ЮБ постоянно говорит о себе, что он никудышный артист, многие факты говорят мне об обратном. Хотя я не специалист в этом, и мое мнение не объективно.

Тогда, в момент веры, я пыталась проанализировать и понять, что он в это вкладывает. Вот, человек опоздал. Ну, и? Что тут такого страшного? Это же, в конце-концов, проблемы опоздавшего, что он что-то пропустил. Я знаю, что у некоторых людей есть заблуждение: они считают, что опоздание – это скрытое проявление неуважения к ожидающей персоне. В реальности это может быть так, но далеко не всегда. Часто такой вывод - просто иллюзия обостренной низкой самооценки. Ведь есть действительно объективные причины – пробки в неожидаемых местах; дети, которых не с кем оставить; неправильная организация своего времени; пространственный кретинизм. И это никак не связано с неуважением. Это - особенности людей.

Я думаю, что некоторые люди действительно делают подобные выводы касательно ЮБ: раз он так категорично не принимает объективных причин опозданий и считает, что это делается против него лично, то он – параноик и(или) у него была какая-то детская травма, которую он отыгрывает на опоздавших, издеваясь над ними подобным садистским способом.

К сожалению, такие выводы говорят лишь о том, что человек, их сделавший, находится пока на очень примитивной стадии развития. И он может либо продолжать оставаться на этой стадии, покинув студию, оставшись со своими ограниченными выводами,

либо

признать свое несовершенство и искать новые, еще им непознанные и пока недосягаемые сакральные смыслы происходящего.
Да, я думаю, что занятия помогают не просто развить актерские навыки, но и развиться личностно.
Смотрите, вот человек – обычный житель большого города, у него есть какая-то работа и какая-то своя жизнь. Он не является артистом, но хочет им стать.

Даже если этот человек хочет не именно зарабатывать деньги актерским мастерством, а идет за вспомогательными навыками для выступлений на презентациях, докладах, улучшения дикции или создания аудио-курсов, ведь все равно в момент своего выступления перед аудиторией, он – артист. Поэтому можно абсолютно про любого, кто пришел в студию, сказать, что он хочет стать артистом.

Так вот, для этого ему нужно не просто приобрести какие-то навыки, а ИЗМЕНИТЬСЯ. Глобально что-то изменить в себе. И большой вопрос, что должно быть первично – приобрести навыки и вследствие этого измениться? Или вначале что-то в себе круто поменять, и, таким образом, автоматически приобрести артистические навыки.

Вначале я, как и многие, боялась ЮБ. Я – впечатлительная натура и опасалась, а вдруг не пойму шуточек, и он меня заденет за живое, нанесет психологическую травму! Но этого не произошло. У ЮБ к каждому индивидуальный подход. Над кем-то он глумится жестко, со стороны кажется: «Он что, совсем обалдел?», а человек смеется и совершенно не обижается.  Через минуту с другим человеком ЮБ может быть уже предельно деликатен, как будто ЮБ стал другим человеком.

Полагаю, все дело в том, что он тонко чувствует, с кем как можно. По крайней мере, я ни разу не почувствовала себя обплеванной и униженной, а, наоборот, критика была конструктивной. Испытываю за это лишь благодарность. Я же и пришла за обратной связью, чтобы мне указали, что не так, и это можно было потом изменить.

Так что стеб ЮБ – вполне нормальный и уместный. Наоборот, все обожают этот стеб. Первый час занятия я почти непрерывно ржу, до слез. Другое слово – смеюсь, хихикаю – неуместно. Это именно ржач, от души и до слез.

Смешно от того, как жгут участники. Например, однажды было такое задание: «Вы - инопланетяне  и слетали на планету Земля. Расскажите Ваши впечатления от имени инопланетного существа». Это упражнение называется ИМПРОВИЗАЦИЯ.

Что только народ не отмачивает. Один сказал, что он с Венеры и ему мало аммиака, дышать, мол, нечем, кушает селитру, чтобы хоть как-то спастись. Другой назвал людей «обезьяномуравьями», что он – великан и наступил на людской муравейник, они начали портить ему «обшивку» своей «кислотой». Вот это фантазия!

ЮБ снабжает каждую фантазию искрометными комментариями или диким поведением. Например, истерически хихикает. Одно время ЮБ начал постоянно говорить с украинским акцентом. Меня это жутко раздражало. Честно говоря, определенного философского смысла этой фишки я до сих пор еще не раскусила, но это в любом случае помогло мне. Сделать очередной вывод, что мне еще расти и расти, до следующих стадий глубокого понимания и новых сакральных смыслов …

Вторая часть занятия: Речевые  упражнения и Выступления

чуть более серьезна. Мы переходим в зал и сначала там занимаемся дыхательными упражнениями (гимнастика по Стрельниковой), упражнениями на дикцию: это и произнесение различных слогов и фраз: «би, бэ, ба», «Карл Маркс и Фридрих Энгельс» , с пробкой и без нее, в паре и в общем кругу. Также в этой части выполняются упражнения на развитие резонаторов и снятие телесных зажимов. Здесь не просто можно, а нужно дергаться, идиотничать, кривляться и одновременно со всем этим кричать безумные фразы : «Цапля сохла! Цапля сохла! Цапля сдохла! Наконец! НА-КО-НЕ-Ц!» или «ГИБДД!!!».

Затем все садятся, как зрители, полукругом и, по очереди, желающие начинают выступать.

Это уже отрывки произведения. Когда я начала заниматься, автора для изучения определил ЮБ – это был Николай Эрдман. В дальнейшем можно было брать любое произведение. В обоих случаях отрывок выбирается на свое усмотрение, любой понравившийся. Главное, чтобы он эмоционально задевал, что-то отражал - личное. Отрывок предварительно согласовывается с ЮБ.

Перед выступлением нужно выйти из зала. Затем войти, как артист, поздороваться, представиться, объявить название. Все, как в театре – специальный сценический свет, зрители с серьезными взглядами. Свой отрывок нужно сыграть, с эмоциями, заинтересовать зрителей и ЮБ. После выступления - критика. Обычно ЮБ сначала радостно говорит: «Молодец!!! Умница!!!», одобрительно кивает, улыбается. И затем песочит по полной программе. Это Вам не добряк Валентин Васильевич. ЮБ заставит образы в голове рисовать, при всех, и спросит, в чем смысл жизни. А потом будет предлагать умереть, потому что никто же не знает, в чем на самом деле смысл жизни и ответить на вопрос с ходу невозможно. (Хитрый он какой, да?)

Еще он любит сам себе противоречить. Вот был случай. Одного участника ЮБ вызывающе спросил: «В чем твой смысл жизни? В бабах, небось! Вы же ничего не читаете, только вам бы пожрать и бабу!». Наступила глубокомысленная минута молчания, все ушли в транс. В душах что-то начало произрастать. Вечное, глубокое, светлое.

На следующем занятии он спросил другую девушку: «В чем твой смысл жизни? Ты любишь мужчин?» Она сказала: «Ну… да, конечно…но ведь не только же в этом заключается смысл жизни?» На что ЮБ опять начал показушно хихикать: «О-о! Ну, посмотрите, какие мы плохие, мы - сволочи. Как она нас по-хамски обложила, с дерьмом смешала!» (Имея в виду себя и присутствующих мужчин).

И где же здесь логика? Со стороны кажется, что никакой. Порой у некоторых на примитивной стадии развития даже появляются такие мысли, что ЮБ - просто самодовольный болван, который нашел универсальный повод поглумиться.

Но нет, тут все гораздо глубже. Дело в том, что задача ЮБ – быть объективным, а не целовать попу. И он будет придираться, хотя так хочется похвалы и одобрения! И будет подшучивать, глумиться, даже если в этот день на душе у него хреново. Почему? Все просто: он -  Профессионал. И вкладывается, это чувствуется. Ему не все равно.

Еще одна загадка, которую я не могла долго разгадать: как это можно так любить свою работу? Ведь занятия по сути одни и те же. Структура та же самая, те же самые произведения. Как ему не надоедает? Похоже, что его это, наоборот, радует!

Так все дело в том, что одинаковой остается лишь форма, структура. А вот наполнение: люди, их фантазии, чувства, сами отрывки текста - каждый раз разные.

Бесконечность занятий

Итак, занятия имеют четкую структуру. Кроме того, всевозможные виды упражнений –на развитие речи, дикции, фантазии, пластики, раскрепощения и т.д. включены в 4 часа недели. Поэтому нет никакого «начала приема», «программы». Это очень необычно. И - гениально!

Выделить 2-3-4 месяца непрерывных занятий достаточно сложно. Разумеется, у нормальных людей (а посетители УТС – в большинстве такие) есть какая-то жизнь вне студии – они болеют, задерживаются на работе, уезжают в отпуск и к больной бабушке. При такой структуре занятий пропуск ни на что не влияет. Пропустил - не показал отрывок – ну и что - покажешь в следующий раз. Не пофантазировал инопланетян, пофантазируешь открытие собственного ресторана в другой раз. Занятия существуют вне зависимости от социальной жизни. Они существуют и идут постоянно! Летом, в праздничные дни, выходные. Туда можно ходить или не ходить, в свою группу или чужую, полная свобода выбора и ответственность на тебе самом.

При этом каждый может заниматься столько, сколько ему нужно. Это логично – ведь у каждого свой темп и разная подготовка на начальном этапе. Кто-то вообще не может рот открыть при выходе на сцену, а другой - может трепаться без волнения, но фантазирует бедно. И так далее. Большой плюс то, что в группе происходит постоянное движение: приходят новички, уходят наполовину отзанимавшиеся, и есть  те, кто занимается долго. В самом начале у меня был ориентир - сравнить таких же «зеленых» с опытными и понять, куда двигаться. Затем было интересно наблюдать прогресс своих «коллег». Получается, что относительно других людей можно увидеть свое собственное продвижение или его отсутствие.

Тюнинг

Итак, было перечислено множество плюсов УТС и теперь хотелось бы сказать несколько слов о минусах.
Получается, что занятия имеют лишь практическую направленность. Теоретической части нет в принципе, и вся теория сообщается «между делом». Записывать что-то во время занятия, в принципе, можно. Но, на мой взгляд, это неосуществимо, т.к. многие упражнения выполняются стоя, переход от упражнения к упражнению происходит в цейтноте, также и рассаживание зрителей сопровождается поторапливанием и цейтнотом. Это понятно, нужно уложиться в отведенное время. Вот и получается, что жесткая структура создает ограничения.

 Я бы предложила такой вариант решения проблемы: добавить 10-15 минут на теоретическую часть, где все бы достали блокноты и обязаны были бы что-то записать. А, еще лучше, издать небольшую брошюру, где были бы кратко изложены  основные понятия и четко описаны задания и упражнения. Тогда и преподавателю не пришлось бы тратить время на объяснения одного и того же, можно было бы просто адресовать к такому-то понятию брошюры. Упражнения вообще не пришлось бы объяснять, т.к. все описания упражнений новичок изучает дома после первого занятия - в дальнейшем стоит только сказать название упражнения, и большинство группы уже знает, о чем речь. Причем, брошюру можно сделать в виде рабочей тетради, где оставалось бы пустое место для записей и вопросы, на которые нужно найти ответ. Мне кажется, это улучшило бы понимание и исключило бы одни и те же повторения.

Привожу примерный перечень того, что можно было бы включить в брошюру. (Конечно, над содержанием нужно еще тщательно подумать, это пока поверхностные примеры):

  1. Определения. Партнер, зажим, резонатор, ..
  2. Описание упражнений: Убийца, Стрельба, Жмурки, Восемь, Салки; Импровизация, Хлопки с именами; Животное, Предмет, Отрывок и т.д.
  3. Инструкцию по завариванию чая, где находятся сорта чая и чабрец

Либо можно было бы даже не описывать все это подробно в брошюре, а просто обозначить списком и указать, что эти понятия необходимо изучить и записать в пустое место брошюры определения и описания данных понятий/упражнений/заданий.
Четкая структура и существование вне времени – это гениально. Однако, есть и побочный эффект: человек может просто втянуться и ходить по инерции, безо всякого прогресса. Все-таки студия позиционирует себя, как профессионалов своего дела. А, значит, нужно помогать отслеживать свой прогресс и продвижение.
Поэтому, я предложила бы издать еще одну брошюру или добавить в первую брошюру продолжение. Оно состояло бы из списков (чек-листов) и контрольных вопросов.

Например.

Контрольный список «Отрывок»

  • Выучить текст
  • Понять, какие конкретно эмоции испытывает герой (герои) в отрывке выбранного текста.
  • Вспомнить, в каких ситуациях в жизни ты чувствовал данные эмоции.
  • Нарисовать в своей голове четкие картинки этих ситуаций.
  • Отрепетировать отрывок дома n раз
  • … 

Таким образом, готовя отрывок, студиец использует этот список и, по мере своей подготовки, проставляет галочки. Исключаются глупые и повторяющиеся вопросы,  заведомо провальные выступления (не выучен текст), экономится время преподавателя и группы. Впрочем, глупые вопросы будут всегда, заведомо провальные выступления тоже, и избавиться от них полностью невозможно. Но можно существенно сократить их число, помочь студийцу эффективно продвинуться к прогрессу, а еще приятная мелочь: чаще пить правильно заваренный чай.

Желаю всем студийцам – выпустившимся, занимающимся, а также потенциальным, достичь успеха и научиться рисовать обалденные картины в голове.